Сегодня организация систематического и плотного давления на председателя Верховного суда (ВС) Василия Онопенко становится все более очевидной
Сегодня организация систематического и плотного давления на председателя Верховного суда (ВС) Василия Онопенко становится все более очевидной. Тем временем дело по «Днепрэнерго» все еще находится на рассмотрении в хозпалате ВС.
Давление организуется по нескольким направлениям.
Во-первых, после того как президентская квота разблокировала работу Высшего совета юстиции (ВСЮ), вся ответственность за блокирование этого органа переложена на плечи Василия Онопенко. Хотя ранее секретариат президента и ВС действовали сообща и синхронно в этом вопросе. Во-вторых, движение всех законопроектов, которые были подготовлены в ВС, остановлено как на президентском, так и на парламентском уровнях. Речь идет прежде всего об изменениях в законе о ВСЮ (более 50% членов ВСЮ должны быть судьями) и в законе о судоустройстве (фиксация нынешней временной системы назначения руководителей судов, установленной решением совета судей №50). Ранее президент Виктор Ющенко не внес эти законопроекты в Раду. Теперь, когда документы зарегистрированы в парламенте некоторыми депутатами от БЮТ, комитет по правосудию откладывает их рассмотрение в долгий ящик. В-третьих, на следующем заседании комитета, которое состоится 5 марта, готовится разбор полетов по поводу блокирования ВСЮ.
Председатель парламентского комитета по правосудию Сергей Кивалов (Партия регионов) сообщил «і», что проведение заседания комитета по этой тематике планировалось на 27 февраля: «Но депутаты на этой неделе работают в округах, поэтому мы перенесли заседание на следующую неделю». По словам господина Кивалова, на следующем заседании его комитета будут серьезно рассматриваться причины блокады ВСЮ: «Мы хотели в широком кругу послушать о работе ВСЮ. И разобраться, кто блокирует деятельность этого органа и не ходит на заседания? Есть судьи, которые не ходят в ВСЮ по абсолютно непонятным причинам. Вернее, мне они известны, но для прессы я их сказать не могу (судьи Антон Чернушенко и Анатолий Скотарь ранее заявляли, что не могут не учитывать позицию председателя ВС Василия Онопенко в отношении ВСЮ.— «і»). Если они не хотят ходить и блокируют деятельность ВСЮ, то мы примем какие-то рекомендации по этому поводу». По словам господина Кивалова, на заседание будут приглашены все члены ВСЮ, а также представители ВС и органов судейского самоуправления: «Мы хотим посмотреть на работу ВСЮ изнутри. И общественность должна знать, почему такие события происходят в этом органе. Сегодня не заполнены вакансии 1500 судей, а без ВСЮ тут никак не обойтись».
В конце декабря 2007 г. народный депутат от БЮТ Андрей Портнов инициировал создание комиссии при парламентском комитете по правосудию, которая должна была заняться установлением легитимности решения совета судей №50, которым тот передал сам себе право на назначение судей на админдолжности. Некоторые депутаты не исключают, что комитет по правосудию в скором времени также может вернуться к этому вопросу.
Источник «і» в ВС считает, что давление на Василия Онопенко неслучайно, и что от него пытаются добиться определенных действий или решений: «Василий Онопенко обязан был как политик и юрист постоянно учитывать фактор партнерства с секретариатом президента. Если секретариат играет вместе с ним в определенную игру, то президентское ведомство в итоге не понесет никакой ответственности за эту игру. А председатель ВС и член ВСЮ Василий Онопенко будет нести всю возможную ответственность за свои действия, в том числе и за публичный отказ выполнять конституционные обязанности члена ВСЮ. Он должен был понимать, что такое партнерство не может быть вечным, а только ситуативным — в рамках какой-то одной темы. И его партнеры из секретариата президента могут отказаться от каких-то договоренностей. И тогда Василий Онопенко останется один в роли мальчика для битья».
По мнению источника «і» в Раде, у любой политической силы всегда будут основания вспомнить, что председатель ВС в том или ином случае нарушал Конституцию или закон. «Это вполне может быть почвой для шантажа. И это всегда будет довлеть над ним. Василий Онопенко сделал очень опрометчивый шаг и не прикрыл себя ничем. Ему не стоило делать PR-высказываний по поводу своего игнорирования работы ВСЮ. Он, вероятно, хотел получить поддержку для всех судей»,— уверен источник. Он считает, что причины такого поведения секретариата могут быть самыми разнообразными: «Но то, что договоренности были хрупкими и что вся ответственность в полном объеме будет ложиться исключительно на председателя ВС, Василий Онопенко не мог не понимать. Он слишком давно в политике. Василий Васильевич все же больше политик, чем судья,— он не ощущает ту ответственность, которая в любое время может наступить для него как судьи».