Принятие законопроекта №0893, вносящего изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс (ХПК), могло окончательно решить борьбу за ОАО «Днепрэнерго» в пользу Рината Ахметова
Принятие законопроекта №0893, вносящего изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс (ХПК), могло окончательно решить борьбу за ОАО «Днепрэнерго» в пользу Рината Ахметова.
Об этом сообщил «і» источник в Верховном суде (ВС). По его словам, хозпалата ВС должна рассмотреть решение Высшего хозсуда (ВХСУ) в отношении «Днепрэнерго» 19 февраля: «Если бы законопроект №0893 был принят и вступил в силу, ВС терял бы право пересмотреть решение ВХСУ по делу «Днепрэнерго». Также, по данным «і», вынесение законопроекта на голосование имеет целью ограничение влияния председателя ВС Василия Онопенко. Народный депутат от БЮТ Андрей Портнов в прошлом году обещал, что как только заработает Рада, многие полномочия председателя ВС будут подданы ревизии. И такие переговоры регулярно велись, в том числе между депутатами БЮТ и ПР. Василий Онопенко стремится к упразднению высших спецсудов, функции которых, по его мнению, должны выполнять палаты ВС.
Андрей Портнов сообщил «і», что из-за поправок, внесенных в законопроект между первым и вторым чтением, документ потерял свой первоначальный вид: «И я, как один из авторов, вынужден его не поддерживать. Такое же решение фракции БЮТ. Более того, есть попытка использовать этот законопроект под конкретную ситуацию — оппозиция пытается решить свои частные вопросы».
Зампредседателя комитета Рады по правосудию Елена Шустик (БЮТ) подтвердила, что между первым и вторым чтением законопроект претерпел существенные изменения: «Изначальная концепция была замечательная — регламентировать основания для повторной кассации. В редакции, вынесенной на второе чтение, законопроект, по сути, ликвидирует хозпалату ВС. В отношении ВС фактически везде убрано слово «кассация». И если законопроект принять в данном виде, граждане Украины теряют доступ к кассации, т.е. возможность поправить решение ВХСУ. Более того, в этом варианте он антиконституционен, поскольку ломает систему судов, установленную в Основном законе». Госпожа Шустик предположила, что в данном случае речь идет о некоей выгоде, связанной с приватизацией: «Тогда дела такого рода не будут пересматриваться ВС. Хотя более 80% решений ВХСУ отменяются ВС. Скорее всего, в данном случае под одну конкретную ситуацию пытаются отрегулировать законодательство. Цена вопроса, действительно, высока — в самом конце заседания во вторник ПР пыталась обменять этот законопроект на вопрос по НАТО. Сегодня (вчера.— «і») его снова пытались внести в повестку дня комитета, хотя у депутатов есть 14 дней на внесение предложений. Сергей Кивалов пытался протащить рассмотрение этого вопроса, лишая фактически 450 депутатов права законодательной инициативы. Решение не прошло, и завтра, скорее всего, законопроект вообще не будет ставиться на голосование».
Еще один соавтор законопроекта, экс-председатель ВХСУ Дмитрий Притыка (ПР), опроверг, что законопроект №0893 фактически ликвидировал хозпалату ВС: «Это субъективные взгляды. Не обошлось здесь и без личностных отношений кое-кого из руководства ВС. Мы приводим действующий ХПК в соответствие с Кодексом админпроизводства, где предусмотрены два исключительных обстоятельства, которые дают возможность обратиться в ВС с заявлением о пересмотре решения Высшего админсуда. То же самое предусматривается в изменениях в ХПК, которые мы предлагаем. ХПК принимался в 2001 г. Тогда победили эмоции и было предусмотрено пять исключительных обстоятельств для пересмотра. Более того, было введено понятие «повторная кассационная инстанция», что не воспринимает Европейский суд. Т.е. ВС выходит за рамки своих полномочий».
ВХСУ несколько недель назад оставил в силе решение акционеров «Днепрэнерго» о присоединении к компании ООО «Инвестиционное общество» (учреждено угольными компаниями «Павлоградуголь» и «Шахта «Комсомолец Донбасса», входящими в ДТЭК Рината Ахметова) и увеличении его уставного капитала на 52,1% (до 149,2 млн. грн.). В результате допэмиссии компании Рината Ахметова получают оперативный контроль над предприятием, поскольку доля государства была уменьшена с 76% до 50%+1 акция, а доля компаний ДТЭК увеличилась до 44,28%.