Колонка редактора
Сегодня Конституционный суд (КС) оставляет противоречивое и несколько печальное впечатление. Многое в этом органе напоминает о том, что он был одним из ключевых полей весеннего парламентско-роспускного побоища.
Как выбоины от ударов сверхмощных политических бомб, пустуют места трех судей, уволенных указами президента. Два незаполненных кресла по правую и левую руку от председателя КС Андрея Стрижака особо подчеркивают неопределенность будущего суда и его репутации.
В то же время сейчас КС, кажется, способен принимать только стопроцентно очевидные решения. Железобетонной безупречностью обладает и последнее решение, согласно которому Борис Тарасюк был правильно уволен с должности главы МИД в декабре прошлого года. Когда политическое напряжение блуждает в других плоскостях, юристы из всех лагерей выражают согласие с этим вердиктом КС. Интересно, принесет ли Борис Иванович публичные извинения за тот, мягко говоря, стиль поведения, который он начал демонстрировать в Кабмине сразу после увольнения?
С другой стороны, заметно, что КС не пользуется достаточным уважением со стороны политиков и государственных деятелей. Так, на оглашении последнего решения КС не присутствовал ни один представитель авторов соответствующего представления. Никто не думает и о том, как излечить КС от последствий мощнейшей дискредитационной кампании, развернувшейся против него в разгар политического кризиса. Слаженной работы высокопоставленных лиц для восстановления репутации суда не наблюдается, а их преклонение перед решениями КС не всегда искреннее. Вывод: спроса на решение КС нет — снова все будет определять спрос на решение дела в свою пользу.
Зато на базе КС в стране появился новый общественный класс — деполитизаторы. Понятно, что люди, ратующие за деполитизацию суда, имеют для этого основания. Ведь из КС никуда не делись экс-глава Енакиевского горсуда, бывшая коммунистка и адвокат, экс-помощник Александра Мороза, а также бравая пропрезидентская четверка. Но кто станет хирургом, который будет удалять политические болячки из измученного тела КС? Все идет к тому, что те, кто политизировал, будут его и деполитизировать. Вернее, они сыграют в очередную лотерею за перераспределение влияния в КС. Как говорится, авось повезет и сорвем джек-пот. А не получится, так есть алиби — занимались деполитизацией.
Схожая ситуация сложилась и в противостоянии Верховного суда (ВС) и Высшего совета юстиции (ВСЮ). Председатель ВС Василий Онопенко вместе с президентскими юристами мужественно деполитизирует ВСЮ, объявленный врагом № 1 всего судейского корпуса. Хотя за пресловутой деполитизацией скрывается всего лишь формирование нового деполитизированного большинства в этом органе. И за кулисами скромно скрывают тот факт, что Василий Васильевич — один из опытнейших политиков в Украине. А самая популярная партийная принадлежность в аппарате ВС — членство в УСДП. И кто возьмется деполитизировать ВС — совершенно неясно.