Сегодня Виктор Ющенко посетит шахту им. Ф. Засядько, на которой погибли не менее 63 шахтеров
Сегодня президент Виктор Ющенко посетит донецкую шахту им. Ф. Засядько, на которой вчера погибли не менее 63 шахтеров. 37 человек считаются пропавшими без вести. Глава государства проведет совещание, на котором будет поднят вопрос о реорганизации угольной отрасли и мерах безопасности при ведении горных работ.
Вчера президент направил премьер-министру Виктору Януковичу письмо, в котором потребовал доложить о проделанной работе «лично и в недельный срок». Господин Ющенко отметил, что Кабмин прилагает недостаточные усилия для реорганизации угольной отрасли. А губернатору Донецкой области Владимиру Логвиненко президент поручил мобилизовать все финансовые и материальные ресурсы для ликвидации аварии и предоставления помощи семьям погибших. О выполнении поручения господин Логвиненко должен доложить Виктору Ющенко в трехдневный срок. Согласно распоряжению губернатора, 19, 20 и 21 ноября объявлены в Донецкой области днями траура, а по факту аварии облпрокуратурой возбуждено уголовное дело.
Все происходящее вчера в Донецке напоминало события 14-месячной давности: заплаканные женщины возле шахтоуправления, немногословные члены госкомиссии, возглавляемой вице-премьером Андреем Клюевым, и постоянно увеличивающееся число погибших.
Взрыв метано-воздушной смеси прогремел в 3.11 ночи на том же самом, что и в сентябре 2006 г., выемочном участке пласта L1 горизонта на глубине 1078 м. В отличие от той аварии, когда обошлось выбросом угольно-газовой смеси, в этот раз события развивались по самому худшему сценарию. «Взрыв метана, осложненный пожаром»,— сообщили в центральном штабе государственной военизированной горноспасательной службы (ГВГСС). По информации горного диспетчера, проходчики в восточном людском ходке услышали легкий хлопок и сразу после этого почувствовали запах гари. В момент аварии в шахте находилось 457 человек, из них 169 трудились непосредственно на аварийном участке. Части из них удалось выбраться на поверхность самостоятельно — они в кромешной темноте двигались по рельсам и трубам, ориентируясь на воздушный поток вентиляции. Потом вентилирование лавы прекратилось.
Первыми об аварии узнали горноспасатели. В 4.00 на шахту начали прибывать первые подразделения ГВГСС. Как сообщила «i» жена одного из спасателей, ее мужа подняли по тревоге, а она сама начала обзванивать знакомых, мужья которых работают на шахте им. Ф. Засядько. Так поступила не одна она — рано утром родные и близкие оказавшихся в зоне взрыва горняков собрались возле здания шахтоуправления. Состояние ожидавших хоть каких-то известий людей ухудшилось после того, как в зале, где их разместили, начали циркулировать слухи о том, что администрация шахты уже заказала 100 гробов. Теряющим сознание людям несколько раз оказывали экстренную помощь.
Около 12.00 на шахту прибыли члены экстренно созданной правительственной комиссии по расследованию причин аварии. Господин Клюев вместе с министром угольной промышленности Сергеем Тулубом и главой МЧС Нестором Шуфричем молча прошли в здание шахтоуправления. Чуть позже председатель комиссии сообщил журналистам о 33 погибших и 67 пропавших без вести.
В 13.15 прибыл премьер Виктор Янукович. Вместе с ним прилетели и.о. министра внутренних дел Михаил Корниенко и министр здравоохранения Юрий Гайдаев. Чуть позже возле шахтоуправления были замечены глава секретариата президента Виктор Балога и секретарь Совбеза Иван Плющ.
Под руководством премьера прошло короткое заседание госкомиссии. Господин Янукович, выйдя к журналистам, сообщил, что на месте взрыва продолжается сильный пожар, поэтому эксперты не могут опуститься в шахту и сделать даже приблизительные выводы о причинах аварии. Премьер заверил, что беглое знакомство с планом работы на пострадавшем участке не выявило никаких нарушений. Кроме того, он напомнил, что на шахте им. Ф. Засядько дегазационные работы проводятся с применением самых современных технологий, отнеся, таким образом, вчерашнюю аварию к разряду форс-мажорных: «Эта авария в очередной раз говорит, что человек перед стихией бессилен. От подобных случаев в угольной промышленности не застрахована ни одна шахта в мире». Глава правительства заявил, что для ликвидации последствий аварии на шахте Кабмин выделил 7,5 млн. грн. По словам Андрея Клюева, каждой семье погибших шахтеров будет выделено по 100 тыс. грн. Вчера же президент ФК «Шахтер» и фонда «Развитие Украины» Ринат Ахметов сообщил, что эти две организации выделили пострадавшим 10 млн. грн.
Дозвониться до арендатора шахты, кандидата в народные депутаты от Партии регионов Ефима Звягильского не удалось. Его помощник, не пожелавший представиться, сообщил, что «Ефим Леонидович сейчас находится на шахте, он занят и не может подойти к телефону». Господин Клюев заверил, что Ефим Звягильский работает в штабе по ликвидации последствий аварии, а председатель профкома шахты им. Ф. Засядько Юрий Заец сказал, что арендатор предприятия находится в больнице.
«Шахта им. Ф. Засядько — одна из самых глубоких, ранее было решение экспертной комиссии не вести угледобывающие работы на глубине более 1 тыс. м»,— заявил «і» кандидат в депутаты от БЮТ Михаил Волынец. Он подчеркнул, что ежегодно на охрану труда шахтеров выделяется 80 млн. грн.: «Но они, как правило, не доходят по назначению». По словам господина Волынца, в процессе реорганизации угольной отрасли необходимо закрывать опасные и убыточные шахты. «Передача шахт в частные руки не сделает их прибыльными. В ОАО «Краснодонуголь», принадлежащем Ринату Ахметову, тоже случаются аварии. Все из-за того, что частные собственники гонятся за сверхприбылями, а самое ценное — это жизнь»,— подчеркнул бютовец. По его словам, шахта им. Ф. Засядько не дотируется из госбюджета, но Ефим Звягильский выделяет существенные средства на безопасность труда.
С этим категорически не согласился кандидат в депутаты от Партии регионов Андрей Орлов, работавший в комитете по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Рады V созыва. «Шахты необходимо передавать в частные руки, убыточные просто необходимо выставлять на продажу, условно-прибыльные дотировать, и прибыльные должны работать на государство»,— заявил «і» господин Орлов. По его мнению, от дотаций угольной отрасли должен выделятся обязательный процент, который будет направлен на безопасность труда горняков. «Хотя на местном уровне всегда лучше видно, в какую шахту должно поступить больше средств»,— отметил господин Орлов. Он убежден, что авария, произошедшая на шахте им. Засядько, «спровоцирована геологическими условиями».
«Частная собственность в угольной промышленности имеет право на жизнь, но чтобы на нее перейти, необходим государственный подход. Его сейчас нет, нет и государственного подхода в вопросе безопасности труда»,— уверен экс-министр угольной промышленности, глава набсовета Киевского исследовательски-экспериментального завода «Уголь» Сергей Поляков. По его словам, дотировать углепром необходимо: «Я выступал за возврат к дотациям еще в правительстве Евгения Марчука в 1996 г., но из дотаций необходимо направлять часть средств на безопасность труда. Это будет неэффективно без контроля за расходами. 80 млн. грн. — мизерная сумма для безопасности труда, я не знаю, сколько нужно выделять на это дело, но это не 80 млн. грн.». Он усомнился в эффективности инициативы, выдвигаемой БЮТ, ввести почасовую оплату труда для шахтеров. «Почасовая система оплаты труда есть, но увязать ее с безопасностью шахтеров я не вижу возможности»,— резюмировал экс-глава Минуглепрома.
С начала текущего года в Украине погибло более 80 шахтеров. Согласно неофициальной статистике, на 1 млн. т угля, добываемого в отечественных шахтах, приходится две-три смерти. В прошлом году погибло почти 170 украинских шахтеров.
Таблица. Крупнейшие аварии на шахтах Украины (1991-2007 гг.)