Александр Кузьмук считает, что наиболее перспективные предприятия оборонки следует подчинить единой структуре
№ 41 в избирательном списке Партии регионов,
вице-премьер по вопросам нацбезопасности и обороны Александр Кузьмук считает, что наиболее перспективные предприятия оборонки следует подчинить единой структуре
Вопрос: Намерены ли вы стать членом правительства, которое будет сформировано после внеочередных парламентских выборов?
Ответ: Я работаю над исполнением своих функциональных обязанностей и не заглядываю далеко вперед, но готов и далее работать в органах исполнительной власти — только на тех должностях, где справлюсь.
В: По решению Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) в Украине создается Национальное агентство по развитию военно-промышленного комплекса (ВПК). Вы заявляли,что в управление агентству будут переданы предприятия ВПК, находящиеся в подчинении Минпромполитики и Минобороны. В чем суть концепции этого органа, которую Кабмин должен утвердить к октябрю?
О: На заседании СНБО я предложил создать национальное агентство, куда вошли бы лучшие предприятия ВПК, конструкторские бюро, НИИ и спецэкспортеры. Это должно решить вопрос госзаказа и дать толчок инвестициям внутри ВПК. Для создания Национального агентства следует провести инвентаризацию возможностей и мощностей оборонных предприятий, определить, какие виды продукции военного и двойного назначения мы можем делать сами, какие — только в кооперации, и что мы должны импортировать. После этого нужно дать возможность развиться Национальному агентству как центральному органу исполнительной власти. Жесткий контроль со стороны правительства даст возможность ВПК стать конкурентоспособным и интегрироваться с ведущими мировыми производителями.
В: Существует Укрспецэкспорт, который занимается некоторыми упомянутыми вами аспектами. В то же время со слов премьера известно, что только 3% продукции отечественного ВПК идет на внутренний рынок. В чем же заключается формирование государственного заказа?
О: Укрспецэкспорт обязан существовать, но не в нынешнем виде. Он работал эффективно, когда склады Минобороны были заполнены конкурентоспособными товарами.
Теперь же живую копейку в госказну Укрспецэкспорт будет приносить, когда начнет реализовывать высокотехнологичную, пользующуюся спросом отечественную продукцию, которую должны производить предприятия, НИИ и КБ, вошедшие в агентство. При этом Укрспецэкспорт может инвестировать.
В: Когда агентство будет создано, то заказ Минобороны увеличится?
О: Это зависит от бюджета национальной обороны. 1,98% от ВВП для Минобороны на будущий год — это сегодня предел. И для нас главное — определиться:что может подождать, а что необходимо развивать. Нам необходим бюджет развития.
В: Какие именно предприятия ВПК должны войти в состав агентства?
О: У нас есть успехив разработке на киевских, крымских, одесских, тернопольских, донецких, харьковских и львовских предприятиях, задействованных в разработке систем радиолокационнойразведки и средств радиоэлектронной борьбы. Есть достижения в авиастроении, в разработке космической и бронетанковой техники, кораблестроении. Агентство как центральный орган исполнительной власти на уровне министерства будет иметь свой бюджет. Оно гарантирует четкое управление, контакты (в том числе с Минобороны и Минпромполитики) и обмен идеями. Это позволит сконцентрироваться на выпуске продукции.
В: Сосредоточение предприятий в руках национального агентства повлечет за собой их приватизацию?
О: Частичная приватизация вполне возможна, такие примеры в мире есть. Но это уже будет дело правительства и национального агентства.
В: Какие предприятия ВПК нуждаются в приватизации?
О: Не буду конкретизировать, чтобы не щекотать кому-то нервы. Когда будет проведена инвентаризация, тогда и посмотрим, какое предприятие имеет право жить по старым правилам, а какое — нет. Может, его надо переориентировать, пустить на приватизацию, а не мучить людей.
В: Сколько денег нужно вложить в предприятия ВПК, и каков бюджет будущего агентства?
О: ВПК в нашей стране еще нужно создать, а это дело недешевое. Сколько? Мне сложно сказать до того, как пройдет инвентаризация предприятий. Но экономический эффект будет серьезным.
В: СНБО принял решение о приоритетном финансировании развития, в частности, ракетного комплекса и комплекса авиационного наблюдения, корабля класса «корвет», модернизации боевых самолетов и вертолетов в объеме 2292,2 млн. грн. А 65 млн. грн. было выделено на закупку для Вооруженных сил (ВС) «Кольчуги-М» по отдельной бюджетной программе. Это потребность армии или преференции производителям? Почему этим вопросом занимается СНБО, а не Минобороны? И будет ли новое агентство формировать военные заказы?
О: Минобороны в пределах своей компетенции занимается этими вопросами. Но сегоднясуществует огромное количество программ по научно-исследовательским и конструкторским работам. Деньги рассредоточиваются, а надо ориентироваться на приоритеты,которые определены указом президента еще несколько лет назад. Давайте выберем направления, которые мы можем вытянуть в сегодняшнем экономическом состоянии. Нацагентство будет работать на основе заказов, которые даст Минобороны и другие формирования.
В: Как вы оцениваете реформы, проводимые сегодня в ВС?
О: Заявления о сокращении многоступенчатости органов управления остались пустыми словами. Меня не удовлетворяет теперешняя структура Генштаба. Раньше численность Минобороны составляла 700 человек, а Генштаба — 1,3 тыс. Но это была управляемая и относительно стройная структура. А сегодня Минобороны разбухло чуть ли не до 1,3 тыс. работников, а Генштаб сократился до 700 человек. Боевой состав сегодня уже сокращен до беспредела. Бригады, которые должны быть по 2,3-2,4 тыс. чел., сегодня имеют тысячу и менее. Ни о какой активной боевой подготовке речи быть не может. Это влечет за собой деградацию офицерского корпуса. Выходом из этой ситуации могло бы быть обращение Минобороны к Верховному Главнокомандующему и Раде с предложением в будущем году остановить сокращение и заняться утилизацией боеприпасов.
В: На рассмотрении госдумы России находится законопроект об отказе от аренды украинских радиолокационных станций (РЛС) в Мукачево и Севастополе. Как Украина может ими распорядиться?
О: РЛС принадлежат Национальному космическому агентству. Я не допускаю мысли, что их придется разобрать и уничтожить. Почему бы нам не выйти с инициативой об использовании этих станций в системе ПРО, как это сделала Россия, предложив США совместное использование РЛС в Азербайджане?
Кузьмук Александр Иванович родился 17 апреля 1954 г. в г. Славута Хмельницкой области. В 1975 г. окончил Харьковское гвардейское высшее танковое командное училище, в 1983 г. — Военную академию бронетанковых войск, в 1988 г. — Академию ВСУ. Магистр государственного военного управления, кандидат военных наук. Служил в Группе советских войск в Германии, а также Белорусском, Ленинградском, Московском, Прикарпатском и Одесском военных округах (от командира танкового взвода до командира армейского корпуса). 1995-1996 гг. — командующий Национальной гвардией. 1996-2001 и 2004-2005 — министр обороны 2002-2006 гг. — народный депутат . С 25 мая — вице-премьер.