Но, по словам пресс-секретаря министра обороны Андрея Лысенко, «никаких переговоров о совместном использовании украинских РЛС с США никогда не было». Напомним, что в ходе саммита G8 президент России Владимир Путин выступил с предложением к США об использовании в качестве альтернативы базам ПРО в Польше и Чехии РЛС «Дарьял» вблизи города Габала в Азербайджане. Джордж Буш намерен дать окончательный ответ своему российскому коллеге в начале июля, когда Владимир Путин приедет к нему в Соединенные Штаты. До этого пройдут встречи между экспертами по обороне из двух стран.
РЛС в Азербайджане является станцией раннего предупреждения и, в отличие от запроектированной станции в Чехии, не отслеживает заатмосферный участок полета баллистической ракеты, сообщил «і» и.о. директора военных программ Центра им. Разумкова Николай Сунгуровский: «Существует так называемое время реакции системы ПРО, которое не позволяет сбивать ракеты на старте». Эксперт отметил, что украинская РЛС предупреждения и слежения, расположенная рядом с Севастополем, способна отслеживать заатмосферный участок траектории ракеты. Но украинские РЛС (станции предупреждения о ракетном нападении (СПРН), расположенные возле Мукачево и Севастополя, передают информацию в центр управления в Солнечногорске (Московская обл.), данные которого, по словам господина Сунгуровского, используются Россией и США: «Свою систему ПРО в Восточной Европе американцы разрабатывают с учетом севастопольской станции, а станцию в Азербайджане они давно предлагали использовать совместно».
Президент общественной организации «Атлантический совет Украины» Вадим Гречанинов сообщил «і»: «Совместно с американцами можно использовать и азербайджанскую, и мукачевскую, и севастопольскую РЛС. Они рассчитаны на дальность 4-6 тыс. км с сектором 90 градусов. Мукачевская станция накрывает юг Европы и Африку, севастопольская — Африку и Ближний Восток, азербайджанская — Ближний и Дальний Восток». Господин Гречанинов считает, что со стороны России последует предложение использовать украинские станции совместно с США, так как с 1993 г. на украинских станциях работают около 200 российских специалистов. А использование станции в Азербайджане может столкнуться с политическими трудностями. «Путин договорился с Алиевым, но у Азербайджана существует договор с Ираном о неразвертывании на своих территориях военных объектов, направленных против друг друга»,— пояснил господин Гречанинов.
Директор программ политического анализа и безопасности Международного центра перспективных исследований Виктор Чумак подчеркнул, что инициатива о совместном использовании украинских станций могла последовать со стороны президента и правительства: «Но Россия всячески отвергала идею размещения американских ПРО в Европе. Поэтому президент промолчал».
Ежегодные затраты США на систему ПРО к 2013 г. могут составить $19 млрд. В отчете, подготовленном бюджетным комитетом конгресса США, отмечается, что на систему ПРО за 2006-2024 бюджетного года будет израсходовано $247 млрд. В 2005 г. администрация Джорджа Буша запросила на реализацию программы $8,5 млрд.