Арбитраж присудил группе истцов компенсацию на общую сумму $159 млн
Власти России не признают решение Постоянной палаты третейского суда в Гааге (ППТС) о взыскании с России компенсации в пользу украинских компаний, утративших свои активы в Крыму после аннексии.
«Российская Федерация не признает вышеуказанное решение в связи с отсутствием у арбитража юрисдикции на рассмотрение упомянутого иска», — сообщили РБК в пресс-службе Минюста России.
Накануне, 9 мая, пресс-служба ППТС объявила, что арбитраж принял первое решение по иску ряда украинских компаний (часть из них связана с украинским олигархом Игорем Коломойским, против которого в России возбуждено уголовное дело), обвинявших Россию в экспроприации их активов на территории Крыма.
По правилам конфиденциальности ППТС не раскрывает суть решения, но авторитетные юридические издания Global Arbitration Review и Law360 сообщили, что арбитраж присудил группе истцов компенсацию на общую сумму $159 млн. В Минюсте РБК сообщили, что речь в решении идет о компенсации в размере около $140 млн без учета присужденных процентов. По данным агентства УНИАН, сумма компенсации складывается из $130 млн оценочных убытков плюс проценты в размере примерно $20 млн, арбитраж также обязал Россию компенсировать расходы истцов на юристов и издержки на участие в судебном процессе. При этом источник, близкий к истцам, сообщал РБК в апреле 2017 года, что сумма требований составляет $231 млн. Таким образом, арбитры, по всей видимости, удовлетворили их требования лишь частично.
Россия не участвовала в арбитражном процессе по иску. Обосновывая свой отказ, Россия уведомляла арбитраж в 2015 году, что двустороннее российско-украинское инвестиционное соглашение от 1998 года «не может служить основанием для формирования арбитража для урегулирования спора» и что она «не признает юрисдикцию международного арбитража при Постоянном третейском суде по рассмотрению спора».
Оспорить вынесенное арбитражем решение российские власти могут в национальном голландском суде в Гааге. В свою очередь, истцы с арбитражным решением на руках могут идти в суды различных стран за признанием и принудительным исполнением решения арбитража, как это делали бывшие акционеры ЮКОСа.