Об этом рассказал профессор психологии Гарвардского университета Стивен Пинкер.
Все, кто анализировал благополучие, согласны, что счастье состоит из нескольких аспектов. Давайте отделим объективное благополучие (благосостояние) от субъективного (счастья). В объективное входит: жизнь, питание, богатство, здоровье, свобода, безопасность, отдых. Те вещи, которые важны, вне зависимости от того, замечаем ли мы их. У субъективного благополучия два компонента: эмоциональное благополучие — баланс между позитивными эмоциями и негативными эмоциями, и когнитивное — ответ на вопрос, насколько мы в целом удовлетворены?
Они разные по своему смыслу. Представьте недоедающего человека, живущего в ужасных условиях, потерявшего ребенка, но благодарного за небольшие радости. Или угрюмого гражданина страны «первого мира», который не замечает и не ценит своей удачи, хотя все идет хорошо.
Давайте разберемся, улучшилось ли со временем объективное благополучие? В ходе исследования, я обнаружил, что объективное благополучие за последние 250 лет впечатляюще возросло.
Начнем с самого ценного — жизни. Продолжительность жизни в любом обществе большую часть существования человечества равнялась 30 годам. Сейчас средняя мировая продолжительность жизни — 70 лет. Она выше в более богатых регионах мира — в Европе и обеих Америках, но стремительно возросла как в Азии, так и Тропической Африке.
Счастье находится в корреляции со свободой.Это повторяется во всех графиках измерения объективного благополучия — хотя Запад первым преодолел бедность и обездоленность, последние 50 лет остальной мир стремительно его догоняет.
Большую часть истории человечества треть детей не доживала до своего пятилетия. Например, в Швеции за 250 лет смертность упала в сто раз. Другие страны, например, Канада, Южная Корея, Чили и Эфиопия последовали за Швецией. Уровень материнской смертности упал в 300 раз — как в США, так в Малайзии и Эфиопии.
Питание. Голод был одним из четырех всадников Апокалипсиса. На протяжении всей истории человечества люди были неспособны получить достаточно еды, чтобы всех прокормить. Для большинства стран теперь это не проблема. Недоедание, от которого страдала одна треть населения в развитых странах ещё 50 лет назад, уменьшилось до 15% процентов. И голод, который раньше мог поразить любую часть света, вызывая ужасные разрушения и причиняя страдания, теперь приходит лишь в удаленные уголки мира и в регионы, где идут боевые действия. Теперь проблема не в том, чтобы вырастить достаточно продуктов, а в том, чтобы доставить их нуждающимся.
Достаток. Большую часть истории человечества экономического роста как такового почти не существовало. С момента индустриальной революции он возрос в 200 раз. Это повлияло на общий уровень бедности, от которой 200 лет назад страдало около 90% населения, сейчас это 9%. В богатых странах, даже несмотря на возросшее неравенство, возросло и распределение богатства. Раньше богатые страны отдавали лишь 1,5% ВВП детям, больным, людям пожилого возраста и бедным. Теперь каждая развитая страна отдает около 20−30% своего ВВП на социальные выплаты.
Мир. Если мы посмотрим на всю историю человечества, то увидим, что война между государствами была в порядке вещей. Мир был лишь короткой передышкой между войнами. Раньше бытовало мнение, что эта ситуация станет лишь хуже — из-за двух крупных вспышек кровопролития, Первой и Второй мировых войн. Но несмотря на то, что считалось, что Третья мировая война — это лишь дело времени, она так и не произошла, а Холодная война закончилась вместе с распадом Советского союза.
Если мы пристальнее рассмотрим период после Второй мировой, то увидим неравное, но все же снижение от 20 погибших на 100 тысяч человек в год до 1 на 100 тысяч человек в год.
Свобода и право. Все мы слышали о разрушении демократии в таких странах как Турция, Венесуэла, Венгрия и Россия. Но мир никогда не был так демократичен как в последнее десятилетие. Большинство людей живут в странах, которые более демократичны, чем автократичны, и большинство стран намного более демократичны, чем автократичны. Если вам сложно в это поверить — подумайте о 70-х, когда я учился в колледже, Украина находилась за железным занавесом под властью советской тоталитарной диктатуры, а большей частью Латинской Америки правила военная диктатура. Испания и Португалия буквально находились под контролем фашистов. Теперь во всех этих странах демократия.
Жестокие преступления. Во всем мире уровень жестоких преступлений упал на 30% за последние 20 лет. Снизилось насилие против женщин — не только домашнее насилие против девушек и жен, но за последние 30 лет снизилось и количество изнасилований.
Знания. Естественное состояние человечества — это невежественность и неграмотность. В самом начале современной истории только 15% европейцев умело читать и писать, в начале 20 века это значение выросло до всеобщей грамотности, за чем следует весь мир. Около 80% человечества теперь умеют читать и писать, столько же имеют базовое образование.
Качество жизни. Повлияли ли эти улучшения на качество жизни? Во многом — да. Например, количество рабочих часов в неделю в США и Европе уменьшилось от 62 часов (150 лет назад) до менее 40 лет назад сейчас. С распространением систем водоснабжения и электричества, а также устройств, экономящих время (таких как стиральная машина и микроволновка), время, которое мы отводим на домашнюю работу, сократилось от 60 часов в неделю до всего 15 часов.
Но делает ли нас это счастливее? Бытует мнение, что нет. Все эти достояния цивилизации превращаются в данность, и мы не счастливее, чем были прежде.
Но со всеми этими достижениями в объективном благополучии, неужели субъективное восприятие счастья осталось статичным? У нас совсем немного данных, чтобы ответить на этот вопрос. Конечно, у нас нет информации за последние 250 лет, а самые долгосрочные данные собраны в США, которые довольно-таки выбиваются из общей статистики. Тем не менее, есть предпосылки думать, что и субъективное ощущение счастья возросло.
Одно из открытий науки о счастье — это то, что счастье находится в корреляции со свободой. И, как я уже заметил, люди стали свободнее. Счастье также находится в корреляции с достатком — достаток тоже возрос. Это взаимосвязь очень сильна — её можно увидеть, сопоставив то, как люди оценивают собственное счастье и ВВП их стран. Дополнительный доллар делает бедного человека намного счастливее, чем богатого, но эта взаимосвязь держится по всей шкале и присутствует не только в сравнении между богатыми и бедными странами. Её можно заметить и среди опросов граждан каждой отдельной страны. Население богатых стран более счастливо, поэтому если мир стал богаче, то и населяющие его люди стали счастливее.