С начала нынешнего года Украина продолжает предпринимать лихорадочные усилия по снижению цены на покупаемый газ, оценивает попытки власти российская газета Правда
Далее издание пишет, что Украина запуталась в своей “многовекторности”, под которой подразумевается постоянное движение на “благословенный Запад” в сторону ЕС и США, все равно хочется газ подешевле. Россия, в принципе, не против. Просто условием радикального снижения цены на топливо является либо вступление Украины в Таможенный союз, либо передача Газпрому своей газотранспортной системы. Для начала — в виде создания российско-украинского консорциума. Украинская элита этому всячески сопротивляется — стараясь пролоббировать свою давнюю “маниловскую” мечту о создании консорциума трехстороннего — с участием еще и Европы. В котором от России требовались бы денежки на ремонт обветшавшей украинской “трубы” без права реального управления — и, конечно, заполнения ее своим газом.
Впрочем, сами европейцы давно охладели к этой идее. Особенно после того, как Москва ясно предупредила — без ее поставок украинские газопроводы превращаются просто в кучу ржавого металла, а продавать свой продукт в рамках проекта, в котором она будет лишена права реального голоса, она не намерена. Так что, вот уже больше года Киев ведет вялотекущие переговоры о создании только двухстороннего консорциума с Россией в обмен на снижение цены поставляемого Украине газа.
Правда, конца-краю этим переговорам пока не видно. Хотя бы потому, что еще в период правления Ющенко с подачи Юлии Тимошенко, Верховная Рада приняла закон, запрещающий передачу из госсобственности трубопроводной системы. Так что, пока что России предлагается в гипотетическом консорциуме сомнительная роль бесправного арендатора. Хотя украинские партнеры требуют от нее как реальных инвестиций, так и радикального снижения стоимости на “голубое топливо”.
Идти же на изменения украинского законодательства по газотранспортной система официальный Киев не желает. Да, впрочем, вряд ли и может протолкнуть эти изменения в условиях постоянно заблокированного оппозицией парламента — которая, к тому же, очень агрессивно настроена ко всему, что в ее глазах не соответствует “европейскому выбору” — то бишь, махровой русофобии.
Между тем, высокая цена на газ толкает власть “решить проблему, ничего не решая”, при этом она идет на всевозможные ухищрения на грани здравого смысла. Последней “фишкой” в этом ряду стали газопоставки в “реверсном режиме” — из Европы. Если в прошлом году они играли лишь символическую роль — то в нынешнем могут значительно возрасти. Причиной тому стала позиция Венгрии — согласившейся продавать Украине заметные объемы “голубого топлива”. В СМИ называются цифры даже до 10 млрд кубометров в год. А это уже — практически половина от закупленного в России газа за прошлый год. Что угрожает уменьшить эти закупки всего до 10 с лишним миллиардов кубометров — трети от минимально оговоренных контрактом 2009 года объемов газпромовского топлива.
При этом Украина с деланным сожалением предупреждает Россию: “Если Вы не снизите для нас цену — Вы потеряете самый емкий украинский рынок!” На самом деле, это пустое бахвальство, не имеющее под собой ни малейшей реальной основы. И “венгерский” и “немецкий”, и “польский” газ, который официальный Киев закупает в столь желанной для него “благословенной Европе” на самом деле имеет одно и тоже происхождение — российское. Да и поступает в Европу по украинским же газопроводам. Что, кстати, заставляет Газпром подозревать Нафтогаз в “мошеннических схемах” — по которым российское топливо может даже не доходить до западных украинских границ (разве что, “на бумаге”) — а спокойно поставляться украинским потребителям сразу же после границы с Россией, как якобы “купленное на Западе”.
“Цена вопроса”, впрочем, не такая уж и большая для Украины — 390 долларов за тысячу кубометров “европейского” газа против 406 долларов за газ официально российский. Тем не менее, разница в целых 16 американских денег превозносится украинской провластной пропагандой, как “огромное достижение” в вожделенной “диверсификации” газопоставок.
Вообще, серьезные эксперты предупреждают Киев — его ничтожная выгода носит очень временный характер. Европа может продавать Украине российский газ лишь в те периоды, когда он не очень нужен ей самой — поскольку ее контракты с Газпромом тоже построены по принципу “бери или плати”. То есть, нужен продукт в данный момент, или нет — деньги за него все равно должны поступить продавцу. А раз появляются излишки — отчего же не сбагрить их помешанным на “удешевлении” российского газа украинским политикам?
Однако цены “спотового рынка” являются лояльными для потребителей лишь в теплые времена года. Осенью-зимой они имеют неприятное свойство подскакивать порой в несколько раз — и горе тем потребителям, у которых нет долгосрочных контрактов по твердым тарифам.
А, вообще, нынешнее поведение Киева спровоцировано ощущением полной безнаказанности за нарушение контрактных обязательств. Ведь больше месяца назад Газпром уже предупредил украинских партнеров, что согласно подписанному в 2009 году соглашению штрафные санкции за недобор российского топлива составили уже 7 миллиардов долларов. Однако власти Украины не только категорически отказались даже рассматривать законные претензии Москвы — но еще и довольно нахально вообще перестали закупать российский газ в феврале, вместо этого активизировав мышиную возню по центовой экономии реверсных газопоставок из Европы.
Впрочем, первая реакция России уже есть — по сообщениям СМИ, Газпром приостановил свои переговоры о создании с Киевом газового консорциума. Вместо этого активизирована подготовка к вводу в строй второй ветки газопровода Ямал-Европа, проходящего через территорию Белоруссии и Польши. Власти последней, кстати, по первым сообщениям, отнеслись к указанной идее с энтузиазмом. И правда — сколько уже можно стоять на страже интересов далекого Вашингтона, и являющегося основным заказчиком радикально-антироссийской политики значительной части стран Восточной Европы? Варшава уже доигралась с этой линией до прокладки “Северного потока” по дну Балтики мимо своей территории, прямо в Германию — так что усиление ее транзитной роли новой веткой российской “трубы” будет полякам очень кстати.
Зато транзитное значение Украины, благодаря которому она, по сути, и имеет хоть какую-то ценность в глазах Европы, снизится еще более ощутимо. Собственно, после ввода в строй “Южного потока” по дну Черного моря оно вообще сойдет на нет — просто не все в Киеве это понимают. И продолжают хвататься, как утопающий за соломинку, за сомнительные схемы якобы “альтернативных” газопоставок — с такой же сомнительной выгодой в виде нескольких долларов экономии, ценой угрозы окончательной утраты доверия и интереса со стороны российских партнеров.