Каким образом российский оппозиционер Леонид Развозжаев пропал в Киеве и очутился в Следственном Комитете Российской Федерации? Означает ли это, что украинские спецслужбы «проморгали» операцию своих коллег, либо же выдача оппозиционера стала подарком Владимиру Путину в канун российско-украинской встречи в верхах?
Чем бы ни закончилась история с захваченным в Киеве российскими спецслужбами оппозиционером Леонидом Розвозжаевым; вне зависимости от того, пытали ли этого человека, либо он, как говорят в Следственном комитете РФ, сам явился с повинной -украинцев в этой ситуации должен, прежде всего, интересовать вопрос о том, какую роль в этой истории сыграли украинские спецслужбы. Проще говоря, похитили ли г-на Розвозжаева без ведома наших властей? Либо же СБУ в кратчайшие сроки передала российским коллегам столь нужного им соратника ходящего под уголовным делом лидера Левого Фронта Сергея Удальцова?.. СБУ и МВД Украины дружно рассказывают, что они «не в курсе», МИД помалкивает, хотя случай с российским оппозиционером не первый: всем памятен скандал, разгоревшийся весной прошлого года после того, как сотрудники израильских спецслужб похитили на территории Украины гражданина Палестины…
«Обком» обратился за комментариями к украинским политикам, вся жизнь которых так или иначе была связана с правоохранительными органами.
1.Как Вы считаете, было ли это похищение произведено с согласия украинских властей? И если да, то следует ли считать это согласие желанием потрафить Москве перед встречей в верхах Януковича и Путина?
Александр Скибинецкий, экс-замглавы СБУ, председатель парламентского подкомитета по вопросам государственной безопасности, фракция «БЮТ-Батьківщина»:
Могло быть и так, и эдак. Но само событие совершенно не украшает ни Украину, ни наши спецслужбы. Тем более, что это уже становится плохой традицией: у нас похищают иностранных граждан, они потом оказываются в другой стране, и их там привлекают к ответственности – а наша спецслужба не может ничего толком объяснить. То ли контрразведка не владеет обстановкой и не контролирует ситуацию, то ли действуют по согласию – но тогда что это за страна, которая вот так, втихаря, решает вопросы для чужих государств? Выходит, что мы загребаем для них жар своими руками.
Что касается случаев подобного рода похищений под политические переговоры, то мне они неизвестны.
Геннадий Москаль, народный депутат (фракция «НУ-НС», экс-замминистра МВД, экс-замглавы СБУ):
Думаю, все это случилось с молчаливого согласия украинских властей. А тогда как он перешел государственную границу, почему нет его отметки у Государственной пограничной службы? Тогда, наверное, Литвин (глава Госпогранслужбы, брат спикера ВР Владимира Литвина – «Обком») должен подать в отставку, а если он этого не делает, значит, он был в курсе? Как иначе он мог перейти?! Тогда, извините, завтра целая «Аль-Каида» с «Талибаном» будут ходить взад-вперед нашей границы!
А где так называемый контрразведывательный режим, который должна была обеспечить СБУ? Вот для того, чтобы вести слежку и слушать мои телефоны, у них деньги и возможности есть. Причем следят так, что уже, наверное, вуйко из села догадался бы!
Я не считаю, что это было сделано для того, чтобы угодить Путину накануне встречи в верхах. Сам-то похищенный мало кому был известен. Вот если бы украли Немцова или Удальцова… а о похищенном мало кто слышал. И вряд ли это что-то Путину дает. Говорить надо о другом: он – гражданин Российской федерации, и российские органы, имея по нему документы, должны были спокойно обратиться к украинской стороне, и наши его бы задержали. И по Международной конвенции о выдаче правонарушителей, суд имеет право произвести арест на 40 дней. За это время должен быть решен вопрос об экстрадиции.
Но, видимо, российская сторона после дела «Каравана» не верит в способность украинских правоохранительных органов вообще кого-то найти.
Виктор Швец, глава парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности (фракция БЮТ-«Батькивщина»):
К сожалению, у нас нет никакой информации от компетентных органов Украины относительно того, каким образом был задержан и переправлен в Россию гражданин этой страны. Был ли он задержан российскими спецслужбами, или же украинскими правоохранительными структурами? И на основании каких документов это было сделано?
Непонятно, почему так быстро состоялась выдача этого человека российской стороне. Ведь есть определенные процедуры, права человека, есть суд, который должен решать эти вопросы. И в самом деле, мне кажется, что все, что связано с задержанием этого российского гражданина, укладывается в контекст нашей политической заангажированности. Сегодня состоялся визит президента Януковича к Путину и, видимо, это был один из подарков российской власти. Так бы сказать, принесли Путину на блюдечку российского оппозиционера – чтобы его задобрить.
2. Правильно ли, по-Вашему, ведет себя украинская сторона, не только не реагируя, но даже и не комментируя ситуацию? Как, на Ваш взгляд, следовало бы вести себя в данной ситуации властям независимого государства?
Александр Скибинецкий:
Наши власти должны были бы контролировать обстановку и не допускать вот таких ситуаций. А если россиянам надо было привлечь кого-то в России к ответственности, то существует канал связи через Генпрокуратуру, и это можно было бы сделать вполне легально и официально.
Я вообще-то ожидаю реакции нашего МИДа по этой ситуации. Если никакой реакции не будет – тогда сами судите, что это было. Либо сознательная помощь с последующей игрой в молчанку, либо мы ничего не знали и теперь не понимаем, что сказать в свое оправдание.
Геннадий Москаль:
Скажите, а вы читали, чтобы российский посол РФ был вызван в Министерство иностранных дел Украины, и ему была вручен нота протеста? У нас при посольстве РФ есть специально аккредитованные представители Внешней разведки ФСБ, если руководство СБУ не знает, я могу рассказать, в каком ресторане они по вечерам сидят. И что – они были вызваны, и г-н Калинин(не так давно назначенный председатель СБУ – «Обком»)сделал демарш в связи с этим похищением?! Нет? Но если они сделали, значит, наши спецслужбы – соучастники всего этого? Разве не так?
Виктор Швец:
Украинские власти ведут себя неправильно, они должны дать своим гражданам четкий ответ: это дело рук российских спецслужб? Ведь у нас и раньше была информация, что они чувствуют себя на территории Украины так же вольготно, как и дома. Или все-таки поработали украинские спецслужбы, но почему тогда столь быстро состоялась выдача? Есть определенные процедуры и обязательства, взятые на себя Украиной относительно выдачи лиц, обвиняемых в совершении преступлений. И при соблюдении этих процедур, выдача не могла произойти столь скоро…
3. Исходя из Вашего опыта как парламентария и политика – как реагируют соседи/партнеры/топ-государства на подобную практику (когда подданных других стран – вспомнить хотя бы схожий случай с палестинцем – похищают, при согласии или попустительстве спецслужб Украины)? Как это сказывается на имидже страны?
Александр Скибинецкий:
Отрицательно сказывается, в особенности если такие действия произведены в стране без ведома ее властей. Это очень серьезное унижение, и в истории бывали случаи острой реакции на действия, к примеру, израильской разведки «Моссад». Они там не церемонятся и уже давно проявили себя во многих странах как похитители тех людей, которые их интересовали. Они живут во фронтовой обстановке, там все всерьез, и никто не церемонится: ни они, ни с ними.
Звучали ли пренебрежительные интонации в наш адрес при моем общении с коллегами из ФСБ? Нет. Во-первых, в отношениях между спецслужбами такие эмоции не приняты. Во-вторых, я не думаю, что со стороны россиян есть такое отношение. Они прекрасно знают возможности наших спецслужб еще со времен КГБ. Тем более, что не так давно их немножечко «воспитали», когда захватили с поличным и на нашей территории их представителя при попытке получения материалов военного характера от представителя нашего Минобороны. И это должно было укрепить их во мнении о том, что наша спецслужба сильна, и когда захочет, то может.
Геннадий Москаль:
А как может сказаться на имидже страны такая история? Страна неконтролируемая! Иностранные спецслужбы чувствуют себя в Украине безнаказанно. Они понимает, что им тут никто ничего не сделает. И как можно жить в стране, где похищают людей? А если такое случилось, то реакция должна быть незамедлительной! Ведь Россия подтвердила, что он уже у их в следственном изоляторе. А как он пересек границу? Может, пора позвонить Литвину, который уже засиделся в своем кресле?
Виктор Швец: Если отвечает действительности информация о том, что задержание было произведено российскими спецслужбами, то это грубое нарушение внутреннего законодательства Украины, и такая деятельность российских спецслужб абсолютно незаконна. И если в Украине такое происходит, то возникает уверенность в том, что эта власть не контролирует свою территорию и позволяет иностранным спецслужбам делать все, что захочется. Либо же украинские спецслужбы находятся под полным контролем иностранных. В данном случае – под контролем ФСБ.
Сергей Гриневецкий (фракция Народной Партии), Александр Кузьмук и Владислав Забарский (ПР) отказались комментировать ситуацию с похищением г-на Развозжаева, сославшись на нехватку информации по этой теме.