ВОО "Украинский институт изучения экстремизма" подготовил аналитическую записку
Ситуация на Донбассе, которая за осенне-зимний период приобрела форму затишья, с началом весны продемонстрировала обратную тенденцию, зафиксировав рост количества как боевых столкновений, так и жертв военного противостояния. Об этом со ссылкой на отчетное мартовское исследование сообщили сегодня в пресс-службе ВОО “Украинский институт изучения экстремизма”.
Как отмечается в аналитической записке организации, самыми главными вызовами для Украины стали теракты в Европейском союзе, постоянные ожидания кадровых пертурбаций в руководстве государства и отсутствие стратегического видения решения конфликтной внутриполитической ситуации.
В частности, определяющим событием прошлого месяца стал террористический акт в Брюсселе, “подчеркнувший, что информационный резонанс не зависит от числа жертв”. Что касается последствий для Украины, то они, как прогнозируют авторы исследования, будут заключаться в следующем:
– снижении внимания ЕС к украинскому конфликту, отодвигании его в повестке дня властей Евросоюза на второстепенные позиции;
– отсрочке безвизового режима, в частности и торможении евроинтеграционных тенденций в целом;
– угрозе перенаправления потока беженцев в Украину;
– росте в украинском обществе панических ожиданий от наплыва беженцев (криминал, заболевания и т.д.);
– увеличении ксенофобских и радикальных настроений в украинском обществе, общей “агрессивизации” взглядов;
– росте потенциальных угроз контролируемых и стимулируемых российскими спецслужбами погромов мусульман в Украине, в том числе – крымских татар;
– возможности инспирирования террористических нападений якобы от имени ИГИЛ на территории Крыма;
– панических ожиданиях терактов в украинском обществе и, как следствие, – росте недоверия друг к другу, фрагментации общества, снижении эффективности деятельности гражданского общества и доверия к органам власти.
Еще одну угрозу для Украины, по мнению специалистов в сфере безопасности, представляет то, что вывод РФ войск из Сирии, согласно данным мониторинга иностранных разведок, “может привести к усилению российского военного присутствия в других конфликтных регионах, особенно – в Крыму и на Донбассе”, в том числе и к эскалации вооруженного конфликта в Украине.
“Но стоит исходить из того, что Россия – это милитаризованная страна. Ее войск, даже без вывода контингента из Сирии, хватило бы для осуществления наступательной операции на Донбассе. Отсюда – у этого заявления другая цель – это манипулирование общественным мнением, создание панических угроз и давления (путем запугивания) на официальную позицию Украины накануне принятия важных решений по реализации “минских соглашений”.
Как уточнил институт изучения экстремизма, к числу основных факторов, которые приводят к эскалации конфликта, можно отнести как давление на украинскую сторону в связи с необходимостью внедрения части решений, которые касаются “минских соглашений”, так и постепенное сокращение “серой зоны” между противниками, что стимулирует возможность боевого контакта между ними.
“Для решения обеих указанных проблем возникает необходимость введения международного миротворческого контингента для контроля над “серой зоной”. Такое посредничество будет тормозить провокации и эскалацию военного конфликта”, – говорится в сообщении.
В то же время террористическая угроза в Европе приведет преимущественно к опосредованным последствиям для безопасности Украины: отодвиганию “украинского вопроса” на второстепенные позиции в повестке дня ЕС, усилению пророссийских сил в Европе и радикализации требований руководства ЕС к украинской власти как по выполнению “минских соглашений” так и относительно стабилизации политической и экономической ситуации в государстве.
В частности, до референдума в Нидерландах эпицентром нестабильности по логике “гибридной войны” должна выступать внутренняя ситуация в Украине. Впрочем, на потенциальные возможности весеннего обострения на Донбассе указывает целый ряд угроз: от мартовского увеличения количества жертв на Донбассе, торможения реализации части “минских соглашений” и сосредоточения ЕС на собственных проблемах безопасности до падения рейтинга Путина и вывода российских войск из Сирии.
К эскалации российской военной интервенции могут привести и другие “проблематичные действия”, – начиная от увеличения негативного отношения к украинцам в России и заканчивая информационной войной относительно возможного отказа поддержки Украины со стороны европейских союзников. “Исходя из этого, риски военной интервенции России увеличиваются. Но, учитывая другие факторы (санкции и необходимость финансового содержания оккупированных территорий) пока что эти угрозы следует рассматривать преимущественно как давление на украинскую позицию в переговорном процессе (в ходе внедрения отдельных пунктов мирного соглашения).
Среди основных дат, к которым возможно обострение ситуации на Донбассе, аналитики называют:
– 6 апреля – завершение референдума в Нидерландах. Независимо от его результатов, украинская властная элита теряет часть внутренней мотивации к сохранению видимости внутренних коммуникаций и удержанию процесса переговоров по созданию коалиции в относительно мирном русле, тогда как российские власти также теряет одну из причин для сдерживания агрессии на востоке;
– 12 апреля – вторая годовщина захвата города Славянска. Как уточнили в Украинском институте изучения экстремизма, к этому дню возможно обострение как информационного, так и военного противостояния на Донбассе. Основное внимание для провокаций, вплоть до совершения терактов, сосредоточится на порубежных городах (том же Славянске) и/или Харькове.
– 1 мая. Одной из наиболее настораживающих дат в этой связи является Пасха. По мнению экспертов, это чревато формированием негативного отношения к мусульманам. “Не исключено, что в Крыму могут иметь место теракты, инспирированные российскими спецслужбами, или же задержания представителей крымских татар якобы за попытки совершить теракт”, – говорится в документе.