Вслед за Крымом на очереди может быть Беларусь. Но об этой опасности потерять независимость нет ни слова, — туманное заявление белорусского Министерства иностранных дел по Крыму анализируют политологи.
— Республика Беларусь не может быть безучастной к событиям в Украине, в том числе к проведенному 16 марта 2014 года референдуму в Крыму и принятому по его итогам решению о вхождении Крыма в состав Российской Федерации, — отмечено в заявлении внешнеполитического ведомства.
Большинство прочитавших его так и не поймут, что хотел сказать МИД, но на данном этапе белорусский МИД выполнил задачу максимум, считает политолог Александр Класковский.
— На фоне Казахстана, который сквозь зубы, но все-таки был вынужден сказать, что с пониманием относится к результатам референдума в Крыму, Беларусь демонстрирует чудеса словесной эквилибристики. Заявление белорусского МИД получилось более обтекаемым, чем аналогичный документ внешнеполитического ведомства Казахстана. Москва, по сути, выдавила из Астаны если не полное признание, то хотя бы лояльную позицию по этому вопросу, — считает эксперт.
По его мнению, это свидетельствует об очень сильном давлении Владимира Путина на Нурсултана Назарбаева, который вначале достаточно резко высказывался по поводу крымской авантюры.
— Целые области в Казахстане населены преимущественно русским населением. Этим, возможно, и шантажирует казахстанское руководство Кремль: мол, будете рыпаться, по схеме Крыма будет отторгнута значительная часть ваших территорий, — полагает аналитик.
По словам Александра Класковского, белорусская сторона не нашла ничего лучшего, как обвинить некие внешние силы в попытке столкнуть лбами славянские народы.
— Белорусская сторона пыталась общими словами выразить позицию по крымскому вопросу, которую не хочет конкретизировать. Риторика насчет славянских народов вызывает улыбку, потому что в Крыму живут и татары. А глухой намек Западу на косовский прецедент, некорректен и ущербен: мол, вы сделали плохо, и мы также поступим. Хотя, параллели между Крымом и Косово хромают, — подчеркивает эксперт.
Он считает, что белорусское руководство в связи с аннексией Крыма должна волновать не проблема отделения Косово от Сербии, а угроза суверенитету нашей страны.
— Вслед за Крымом на очереди может быть Беларусь. Но об этой опасности потерять независимость своей страны в заявлении МИД нет ни слова, — отмечает политолог.
Эксперт подчеркивает, что официальный Минск сильно зависит от Москвы, поэтому опасается открыто высказаться против аннексии Крыма.
— В то же время, белорусское руководство не хочет ссориться и с Киевом, поэтому крутится, как уж на сковородке. С помощью птичьего языка дипломатов удалось увернуться от слов поддержки, которых ожидает от Беларуси Россия. Однако прессинг Кремля будет нарастать. Возможностей для маневра у белорусских властей, увы, немного, — отмечает Александр Класковский.
На признании аннексии Крыма Москва пока не будет настаивать.
— Сейчас особенно глубокую озабоченность у нас вызывают попытки политиков, в действительности далеких от событий, происходящих в регионе, решать, что хорошо, а что плохо для наших славянских народов. С учетом сегодняшних реалий Республика Беларусь выступает против однобокого, пристрастного толкования принципов международного права в угоду геополитическим интересам, попыток заявлять об уникальности одних международных ситуаций и территорий и игнорировать другие, — подчеркивает в своем заявлении Министерство иностранных дел Беларуси.
Аналитик-международник Андрей Федоров считает, что таким образом белорусский МИД «лягнул Запад», который содействовал отделению Косова от Сербии.
— Можно считать это завуалированным осуждением Запада. Белорусские власти, естественно, не могут приветствовать присоединение Крыма к России, поскольку есть опасность, что сами окажутся в такой ситуации, как нынешнее руководство Украины. Но и осуждать действия Путина в Минске боятся, — отмечает политолог.
Андрей Федоров предполагает, что публичного негодования в адрес Запада от официального Минска потребовал Кремль.
— На признании аннексии Крыма Москва пока не будет настаивать. Об этом разговор пойдет позже. Когда и каким он будет, зависит от того, насколько срочно и сильно Москва нуждается в поддержке Минска. У Кремля есть масса рычагов, чтобы добиться от белорусского руководства такой поддержки. Но рано или поздно Минску придется признать существующую в Крыму реальность, — прогнозирует Андрей Федоров.