Последние новости
Сегодня
21 ноября 2024

Саакашвили в уме: Касько и Сакварелидзе создают отдельную от Лещенко и Найема партию

30 июня 2016, 8:42
no image

После длительных переговоров активисты, отстаивающие интересы Майдана, решили пойти в разные политсилы

В Украине активно создаются новые политические проекты, хотя выборов на горизонте нет, не считая промежуточных в семи мажоритарных округах. Так, символично на День Конституции заявили об объединении экс-замгенпрокуроры Виталий Касько и Давид Сакварелидзе, внефракционный парламентарий Виктор Чумак, нардеп от БПП Наталья Новак и другие. Названия политпроекта пока нет, его намерены определить на съезде в сентябре. Но эксперты и Facebook-сообщество уже придумали свои варианты: “ПП” – “Партия прокуроров, “ПС” – “Партия Саакашвили”, и “Партия Касьварелидзе”.
Не отстает и группа “еврооптимистов”: так и не сумев договориться с людьми Саакашвили, вчера депутаты от БПП Сергей Лещенко, Мустафа Найем, Светлана Залищук, замминистра экономики Макс Нефедов, и другие активисты и представители общественных организаций заявили о создании своей партии на базе “Демальянса”. Им уже тоже названия придумали, самое популярное – “ПЖ” – “Партия журналистов”. Обе политсилы будут “пастись” на либеральном поле, сторонники которого, по оценке Светланы Залищук, составляют 10% электората.
Переговоры о создании политического проекта новой формации, который бы отражал интересы Майдана, как говорит Валерий Пекарь (соучредитель гражданской платформы “Новая страна” и член будущей партии “Касько-Сакварелидзе”), продолжаются уже два года. Начались они еще на этапе подготовки к досрочным парламентским выборам осенью 2014-го. В них принимали участие до 400 человек. Шли переговоры даже с лидером “Самопомочи” Андреем Садовым, но от него прозвучало резкое “нет”.
В итоге постмайданных лидеров и активистов “расхватали” по спискам известных политсил, чтобы набрать побольше баллов на выборах. Но переговоры о создании новой партии не прекращались. На каком-то этапе к ним присоединилась и команда Михеила Саакашвили со своими антикоррупционными форумами. Тогда еще СМИ окрестили происходящее предвыборным туром Саакашвили, намекая, что он может создать свою политическую силу в Украине. И по соцопросу “Рейтинга” в феврале-марте, за партию Саакашвили готовы были проголосовать 10% человек, в то время как за БПП – 9%. Особо не повлиял на рейтинги несуществующей партии экс-президента Грузии и скандальный случай в недешевом ресторане столичного пятизвездочного отеля. На переговоры о создании объединенной партии на ужин там встретились председатель партии “Демальянс” Василий Гацько, нардепы Мустафа Найем, Сергей Лещенко и другие. Бывший замглавы Одесской ОГА Саша Боровик фото с этой встречи опубликовал в Facebook, но удалил пост после комментариев разгневанных журналистов и активистов о стоимости напитков и блюд в этом заведении. Мустафа Найем потом заявил, что за все платил Саакашвили, а в беседе с Сегодня.ua Боровик сказал, что счет не превышал $300-400.
Поначалу к широкому объединению усилий под общим брэндом “партия Саакашвили” участники переговоров относились на ура. В основном потому, что им удавалось “выезжать” на личной узнаваемости экс-президента Грузии и его относительно высоком рейтинге. Так по данным ноябрьского замера “Рейтинга”, к губернатору Одесской области Михеилу Саакашвили 35% опрошенных украинцев относились “положительно или скорее положительно”. На первом месте тогда был мэр Львова Андрей Садовой с 41% поддержки.
“И хоть сейчас показатель несколько упал, он все еще высокий, на уровне 25% (личный рейтинг доверия украинцев к Саакашвили по результатам закрытого опроса его офиса – Авт.)”, – сказал нам один из соратников Саакашвили.
Сам Михеил Саакашвили постоянно отрицал, что собирается создавать свою партию, а Саша Боровик в интервью Сегодня.ua сначала подтвердил это, а потом опроверг. В конце концов, все прояснил Давид Сакварелидзе. “Очень активно идут консультации со всеми здоровыми политическими или гражданскими организациями, чтобы в Украине была создана первая здоровая политическая сила”, – сказал Сакварелидзе. Об участии в новой политсиле велись активные переговоры с Лещенко, Найемом, Залищук, “Демальянсом” и “Силой людей” (глава политсовета Александр Солонтай – Авт.), финансировать партию собирались за счет поддержки малого и среднего бизнеса, а Саакашвили должен был отвечать за идеологическую составляющую в партии.
Найема и Лещенко не раз видели в офисе еще несозданной партии Саакашвили, но пару недель назад переговоры зашли в тупик и дороги еще вчерашних соратников разошлись.
“Надо строить новую организацию с нуля, а не объединяться на базе “Демальянса”. Мы, конечно, понимаем, что Гацько и Солонтаю очень не хочется терять свои родные партии (по украинскому законодательству объединение партий в один блок запрещено – Авт.). Но так дела тоже не делается. Представляете, они хотели получить себе право вето на любое решение партии”, – сказал нам один из участников партии “Касько-Сакварелидзе”.
Представители другого либерального лагеря – “Партии журналистов” – неофициально рассказали Сегодня.ua, что категорически против их ассоциации с Михеилом Саакашвили и просили не называть их его “проектом”. Пару дней назад Лещенко заявил, что их партия тоже создается, но уже отдельно от соратников главы Одесской ОГА и на базе “Демальянса”: “Я подтверждаю, что идет процесс консолидации, или объединения большого пласта молодых людей… Это либеральная сила, право-либеральная сила, которая отстаивает принцип свободного рынка, приватизации”.
“Новая партия будет финансироваться представителями малого и среднего бизнеса, а также на пожертвования граждан. Люди, которые собираются сегодня, стремятся создать партию, независимую от олигархов. Она будет опираться на малый и средний бизнес, на пожертвования граждан, которых не будет в таких больших количествах, но этого будет достаточно для того, чтобы проводить кампании и побеждать”, – сказал Гацько.
О причинах разногласий некогда одного демократического либерального лагеря рассказал экс-главред украинского Forbes Владимир Федорин, примкнувший к компании “Касько-Сакварелидзе”.

В “Демальянсе” и вовсе не исключают, что команды еще договорятся об объединении.
“Я о том, что мы не договорились, говорить не могу… У нас абсолютно открытый процесс, я все еще верю и надеюсь, что все, кто хотят перемен, разделяет наши подходы и к финансовой и к кадровой политике…Поэтому мне кажется, что пока рановато говорить о двух партиях”, – сказал нам Василий Гацько.
У команды, объединяющихся на базе “Демальянса”, высокие амбиции. Они рассчитывают получить на предстоящих парламентских выборах минимум 10%. Некоторые эксперты и политологи отмечают, что лидеров этой новой политсилы обычный украинский гражданин не знает – максимум Facebook-тусовка и круг экспертов, однако в тех же соцсетях у них десятки тысяч подписчиков.
Интересную мысль по поводу позиции Саакашвили высказал политолог Владимир Фесенко. По его словам от новой партии экс-президент Грузии будет держаться на расстоянии, пока не придет время досрочных выборов. И уже на выборах партия может воспользоваться риторикой “Народного фронта” 2014 года: тогда они шли в парламент с лозунгом “Сильная команда – сильный премьер”. Но такой сценарий реален только в случае досрочных выборов, ведь личный рейтинг Саакашвили, хоть и медленно, но скатывается вниз. Да и Банковая совсем не хочет идти на перевыборы Рады. Напротив, они считают, что Михеил Саакашвили вернется в Грузию после победы его команды из партии “Единое национальное движение” парламентских выборов, которые пройдут осенью этого года. О чем он сам публично заявлял.

Все статьи