Последние новости
22 ноября 2024
21 ноября 2024

К чему склоняли Украину европейские министры

16 сентября 2016, 19:43
no image

14-15 сентября в Украине с официальным визитом побывали министры иностранных дел Великобритании, Германии, Дании и Франции. Главы немецкого и французского МИД Франк-Вальтер Штайнмайер и Жан-Марк Эро все свои усилия направили на то, чтобы убедить украинскую сторону пойти на политические уступки в вопросе урегулирования конфликта на Донбассе. Между тем, как можно судить из публичных заявлений обоих министров, они склоняются, скорее, к "кремлевскому" варианту выполнения условий Минских соглашений, чем к украинскому. Киев продолжает настаивать, что принятие законов о выборах на Донбассе и специальном статусе оккупированных районов на востоке Украины возможно лишь после полного обеспечения безопасности.

Двухдневный визит министров иностранных дел Великобритании, Германии, Дании и Франции завершился 15 сентября. Накануне визита главарь боевиков так называемой Луганской народной республики Игорь Плотницкий заявил, что с полуночи 15 сентября в одностороннем порядке устанавливает на подконтрольной ЛНР территории режим прекращения огня. Соответствующий приказ, по данным украинской разведки, отдал боевикам и российский Генштаб. А вечером 14 сентября, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер в Киеве на совместной пресс-конференции с главами МИД Франции и Украины рассказал, что Москва, якобы дала обещание, что режим тишины наступит в полночь 15-го и продлится неделю. Господин Штайнмайер выразил надежду, что соблюдение режима перемирия дольше, чем неделю, даст шанс начать разведение сил противоборствующих сторон. Об этом он рассчитывал договориться на встрече Трехсторонней контактной группы, которая пройдет в ближайший вторник. С похожим заявлением о разведении войск в трех пилотных зонах выступил и глава МИД Франции Жан-Марк Эро, не уточнив, правда, о каких пилотных зонах идет речь.

Впрочем, тишина в зоне АТО не продержалась и суток. Уже к утру четверга боевики дважды обстреляли Авдеевскую промзону из гранатометов, крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия. В пресс-центре штаба АТО говорили о шести обстрелах из стрелкового оружия по всей линии разграничения уже к полудню 15 сентября.

Несмотря на нарушение боевиками анонсированного ими же перемирия, риторика министров иностранных дел Франции и Германии создавала впечатление, что они поддерживают, скорее, российскую последовательность урегулирования конфликта на Донбассе, чем украинскую. Так, накануне за день до начала визитов министров стран ЕС в Киев, глава российского МИД Сергей Лавров настаивал, что любые шаги по обеспечению безопасности на Донбассе должны сопровождаться соблюдением своих политических обязательств Киевом. Лавров имел в виду амнистию боевиков и принятие Украиной законов о местных выборах в оккупированных районах Восточной Украины и их спецстатусе.

Жар-Марк Эро на брифинге также расписал очередность выполнения “Минска”, которая была близка к логике Лаврова. В частности, он говорил и о необходимости принятия Киевом законопроектов, предусмотренных Минскими соглашениями. Эро считает, что к этому этапу можно следует приступить после прекращения огня и разведения войск в трех пилотных зонах. “Это первый этап, который мы реализуем. Следующий этап — это принятие Верховной Радой закона о выборах и специальном статусе. Одновременно должны быть расширены зоны отвода войск и тяжелого вооружения, улучшаться условия доступа наблюдателей на территорию Донбасса, создаваться продвинутые базы наблюдения ОБСЕ. Третий этап — утверждение Верховной Радой даты проведения выборов, завершение конституционной реформы, принятие закона об амнистии. И параллельно — завершение разведения войск по всей линии фронта, создание новых пропускных пунктов, освобождение заложников и полный доступ к границе”, — объяснил Эро.

“Мы видели в последнее время, что безопасность невозможна без продолжения политического процесса. А продолжение политического процесса невозможно без безопасности. Нам нужно работать над тем, чтобы мы разумно и параллельно реализовали оба пакета”, — заявил Штайнмайер.

Неудивительно, что после таких заявлений в Краматорске, куда европейские гости отправились в четверг, министров Франции и Германии встретили пикетом. На некоторых плакатах, в частности, говорилось, что Донбассу не нужен специальный статус в составе Украины. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин попытался разъяснить заявления французского и немецкого коллег. По словам Климкина, они не давят на Украину и прекрасно понимают, что никакого прогресса не будет без обеспечения безопасности: “Они (европейские министры, — “Апостроф”) понимают, что нужно продвигаться политическим путем и путем освобождения заложников. Без этих компонентов ничего не будет. Именно это они имеют в виду, говоря о параллельности. Они не заставляют нас”. Глава МИД Украины, разумеется, неоднократно повторил и официальную позицию Киева, что все политические шаги Украины возможны лишь после соблюдения Россией основных пунктов “Минских соглашений” и полного контроля ОБСЕ над украинско-российской границей. По его словам, политические шаги, какие требует Москва, без обеспечения безопасности на таком уровне, будут означать легитимизацию пророссийских режимов на Донбассе.

Павел Климкин, еще перед визитом Эро и Штайнмайера, в ответ на заявления Лаврова, настаивал, что “дорожная карта” по Донбассу должна содержать гарантии выполнения необходимых мер именно Россией. Впрочем, на данный момент, как можно судить из публичных заявлений, инициатива создания “дорожной карты” не продвигается, хотя ее анонсировали еще в июле. В частности, президент Петр Порошенко на саммите НАТО в Варшаве заявлял, что она будет разработана в формате “Большой пятерки” вместе с Украиной.

Эксперт “Майдана иностранных дел” Александр Хара отметил, что о об итогах визита министров иностранных дел Франции и Германии можно судить лишь исходя из его публичной части. Но, по его мнению, действительно можно сделать вывод, что предложения Штайнмайера и Эро ближе к видению Кремля, чем к украинскому. “В целом предложения (министров) больше находятся в таком виде, который хотят видеть в Москве. То есть, остается возможность давления на нас и на европейцев в виде возможности эскалации ситуации. И тем временем Украину пытаются додавить таким образом, чтобы мы точно стали де-факто федерацией, чтобы у этого анклава (ДНР и ЛНР. – “Апостроф”) было право вето. Потому что если оттуда будут выведены войска, Москва вряд ли сможет добиться от Киева таких вещей. В целом я согласен, что их предложения ближе к предложениям Лаврова и противоречат позиции украинской власти”, — считает Хара.

Также международник убежден, что Украину “вводят в заблуждение”, используя непонятные термины вроде “пилотных зон” и “каких-то баз ОБСЕ”. “Абсолютно непонятно, как они это все видят. То есть, в некоторых местах принудят убрать тяжелое вооружение и не стрелять, а в других оно останется?”, — недоумевает Хара. Он считает, что на такие странные предложения Украине не стоит соглашаться, поскольку они не ведут к прекращению войны: “Ни Нормандский формат, ни Минские договоренности не могут привести к завершению войны России против Украины, потому что они не отражают реального положения дел. Минские договоренности выписаны таким образом, что складывается впечатление о наличии гражданской войны в Украине. А этого у нас нет”.

В то же время, экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко считает, что Украина должна понимать интересы всех сторон, причастных к урегулированию конфликта, при этом строя собственную линию.

“Какой интерес, скажем, Штайнмайера и Эро в этом плане? Интерес максимально понятен: поскорее закрыть тему. Соответствующая и линия поведения: дескать принимайте то, что необходимо, чтобы Россия будто бы успокоилась, и все будет хорошо. Абсолютно не удивлен, что такие предложения появляются. Но на это нужно смотреть максимально спокойно. Украине нужно занимать свою четкую позицию и ее отстаивать. Очень хорошо, что мы сейчас к этому приходим на официальном уровне. Если мы хотим, чтобы что-то происходило по нашему сценарию, мы должны этот сценарий предлагать. Поэтому действительно стоит подготовить наш проект “дорожной карты” или плана действий. И эту инициативу, которая будет отвечать нашим интересам, мы должны активно внедрять”, — убежден Огрызко.

Все статьи