Вялая реакция населения на очередной оффшорный скандал может сыграть злую шутку с современной политической верхушкой, и она в будущем получит очередной взрыв от украинцев.
9 мая, как и обещали авторы истории с #Panamapapers, был опубликован большой массив информации относительно оффшорных компаний, связанных с панамским регистратором Mossack Fonseca.
И хотя в базе данных обнаружена информация о более 600 гражданах Украины и более 400 компаниях, связанных с Украиной, в отличие от первой волны “панамских документов”, вторая порция пока не вызвала такой взрывной реакции в украинском информационном пространстве как первая.
Вялость украинских СМИ в обновленной офшорной истории, конечно, может быть связана с раскачкой после майских праздников, однако есть этому и другое объяснение: реакция власть имущих. Точнее, почти полное ее отсутствие. Все фигуранты, как мантру, повторяют один и тот же аргумент, мол, нет ничего противозаконного, все так делают, даже президент.
Конечно же, можно списать вялость и отсутствие во второй серии напрямую фамилии Порошенко в спайке с “любимым” активом президента “Рошеном”. Тем не менее, в списке оказалось достаточно известных фамилий, и, что самое примечательное, властных деятелей как времен Януковича, так и близких к действующему президенту.
Фигуранты нового списка просто пользуются работой пиарщиков президента, которые сделали все, чтобы перевести дискурс с оффшорами из политической в юридическую плоскость. И, похоже, что фигуранты пока отделываются легким испугом. Или просто боятся сами еще больше раздуть пламя общественного недовольства.
Конечно, фигурированием в списке фамилий, близких к Порошенко, сразу же пробуют использовать различные политики, которые то ли чудом, то ли счастьем сами избежали появления в списках. Они используют эту историю как фитиль для разжигания очередного политического скандала, однако то ли бензина не хватает, то ли массив настолько значительный, что у населения возникла некая передозировка оффшорами, и это все уже не очень цепляет. А, возможно, просто глаза разбегаются, и сфокусироваться на чем-то одном трудно.
Привыкшие к тотальной зраде в информационном пространстве украинцы все менее и менее эмоционально реагируют на традиционные болезни политической и экономической системы, которая продолжает господствовать в Украине. Собственно, оффшорная история является очередным свидетельством, что в отношении своего бизнеса действующие чиновники мало отличаются от предыдущих.
Бизнес и политика в Украине нераздельны, как сиамские близнецы, но, увы, в этом нет ничего нового. Так было и во времена Леонида Кучмы, так остается и при Петре Порошенко.
Отрезвление оффшорами для общества не будет болезненным. Все просто получили подтверждение того, что политики-бизнесмены и народ живут в разных системах координат.
И по крайней мере политики даже не собираются этого менять, несмотря на войну, тотальную бедность и буйное цветение коррупции, которую сами же они и продолжают плодить, отделываясь дежурными фразами о “священной” борьбе с коррупцией. Да, это не очень красиво выглядит, но ведь все законно, правда?
Однако реакция населения на очередную оффшорную историю может сыграть злую шутку с современной политической верхушкой. Если история не получит большого резонанса, а будет “похоронена” в потоке меняющегося информационного поля, то власть имущим бизнесменам может показаться, что украинцам достаточно аргумента, что “так делают все”.
Предшественникам тоже казалось, что украинцы обращают на подобные вещи мало внимания. Но, как показывает практика, украинцы все хорошо запоминают. Просто вспоминают они это вкупе с другими накопленными историями.
И когда очередной порог будет перейден, совсем не факт, что общество будет спокойно воспринимать аргумент “так все делают”. И совсем не факт, что кто-то будет сильно разбираться в том, все ли это законно.