Если власти дороже сохранить доступ к бюджетным потокам, чем реформировать экономику, в стране может повториться молдавский сценарий.
Об этом пишет российский политолог Дмитрий Орешкин.
Сейчас судьба Украины зависит исключительно от нее самой. Если украинские элиты способны найти какой-то консенсус и провести реформы по примеру польских, это будет замечательно. Если же нет – у Украины есть хороший шанс оказаться одним из failed state, несостоявшихся государств, чему в Москве будут очень рады.
Уже сейчас российское телевидение постоянно говорит, что Украина разваливается, что страна перестала существовать, утратила свою субъектность, находится под внешним управлением Вашингтона. На деле, разумеется, это не так.
У страны, разумеется, есть масса проблем. Есть олигархи, каждый из которых преследует свои собственные интересы. Есть коррумпированные чиновники, которые не хотят никаких реформ, прозрачности или конкуренции. Даже со стороны, из Москвы, видно, как это тормозит процесс реформирования.
Но это личные проблемы Украины – Запад не может ни ускорить эти процессы, ни затормозить. На Западе, полагаю, и хотели бы ускорить проведение реформ, но все зависит от баланса интересов внутри. Есть группы влияния с достаточно примитивными шкурными интересами, не желающие слезать со своих привилегированных позиций (и это понятно).
Если кому-то дороже сохранить доступ к бюджетным потокам, чем реформировать экономику, в стране может повториться молдавская ситуация. Это очень печально, но не исключено.
Тем не менее, у Украины, в отличие от России, есть возможность провести реформы. Во всяком случае, власти понимают, что это необходимо. Конечно, придется отказаться от ряда вредных привычек – в частности, отучиться воровать из бюджета и создавать своим людям привилегированные экономические позиции за счет приближенности к власти. Это очень трудно сделать, ведь стоит от этого отказаться, и зыбкий фундамент корпоративного интереса, который сейчас сформирован вокруг Порошенко, может быть разрушен. Да и у самого президента тоже есть интересы, от которых он явно не может отказаться.
У страны есть серьезные проблемы, унаследованные еще из советской, а также постсоветской экономики и системы ценностей. Мы в России с симпатией относимся к стремлению Украины от этого избавиться, ведь у нас в стране этого так и не произошло. Лично я хотел бы, чтобы Украине все удалось – просто потому, что это дало бы хороший пример и нам.
Польша в свое время смогла, Молдавия – нет, большие трудности испытывает Румыния. Успешность реформ в значительной мере зависит от местных традиций, систем ценностей. Большую роль играет политическая воля или ее отсутствие.