10 июля прозвучало заявление о том, что Комиссия Украина-НАТО договорилась о начале диалога о подаче Украиной заявки на получение плана действий по членству в Альянсе (ПДЧ).
Судя по заявлениям президента Петра Порошенко, Киев может подать заявку через три года, в 2020-ом. В 2008 году из-за позиции Франции и Германии НАТО отказал Украине в предоставлении ПДЧ. О том, на что в связи с новыми тенденциями нужно обратить внимание, “Апострофу” рассказал директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец.
Вступление Украины в НАТО, что должно быть следующим шагом после выполнения планов, предусмотренных ПДЧ, так или иначе упрется в вопросы Крыма и ситуации на Востоке Украины. Если даже в среднесрочной перспективе мы достигнем стабилизации на Востоке и обеспечим контроль над своей территорией, то вопрос Крыма останется существенным барьером, который, как мне кажется, не позволит нам претендовать на членство в НАТО. Потому что мы от Крыма не собираемся отказываться. Это означает: если мы вступаем в НАТО, страны-члены Альянса должны взять на себя коллективную ответственность за решение украинского территориального вопроса в отношениях с Российской Федерацией.
Боюсь, что вопрос оккупированных территорий существенно уменьшит готовность стран НАТО видеть Украину среди участников Альянса. Это понимание несколько уменьшает особые подходы и потребность реализации любого плана ПДЧ. Теперь о позитиве: в любом случае сотрудничество с НАТО по выполнению плана ПДЧ важно тем, что это позволит нам несколько изменить наши бюрократические процедуры в военной, гуманитарной, экономической, финансовой сферах. В этом смысле выполнение Плана будет полезным для Украины, ведь станет еще одним фактором, который позволит более кардинально менять те вещи, которые сегодня изменяются более медленно.
Мы говорим о перспективе, которая измеряется как минимум пятью ближайшими годами. Поэтому спрогнозировать действия России после подачи Украиной заявки на получение ПДЧ мне сложно. Даже этот год является чрезвычайно сложным и непредсказуемым. Мы будем находиться в ситуации, когда российская сторона будет принимать меры, чтобы Украина оставалась в сфере ее интересов. Ее действия в новейшей истории как раз это подтверждают. Но я не знаю, честно говоря, что будет до конца этого года, и мне трудно сказать, что будет через пять лет.