Кризис в Европе дает Большой двадцатке шанс восстановить былой авторитет, который она обрела год назад в разгар финансового кризиса, и которой в последние несколько месяцев ослаб
Финансовые министры и главы Центробанков развитых и развивающихся держав собираются на заседание в южнокорейском Пусане в пятницу и субботу. Центральной темой для обсуждения будет кредитный кризис в Греции и возможный эффект домино.
Благодаря кризису в Греции работа саммита большой двадцатки приобрела высокую важность, и возникло ощущение необходимости принятия срочных мер. На протяжении двух предыдущих саммитов такой атмосферы не наблюдалась в свете того, что глобальный кризис, спровоцированный плохими кредитами в США, отступил.
Все ключевые пункты в обсуждении будут посвящены проблемам Еврозоны. Они напоминают о сохраняющемся шатком положении финансового сектора и о необходимости новых мер воздействия. Кризис обнажил проблемы, связанные с крупным дефицитом бюджетов, и указал на важность координации процесса выхода из антикризисных программ.
Стал очевиден дисбаланс во всем мире, который в долгосрочной перспективе ставит под угрозу глобальную экономку, и вновь напоминает, что страны с крепкими фундаментальными показателями, такие, как Корея или Бразилия, могут в итоге пострадать из-за сомнения инвесторов в кредитоспособности Европы, так как акции и валюты дешевеют, а стоимость привлечения заемных средств растет.
Все это должно стать новым стимулом для делегатов, чтобы решать существующие вопросы.
Саммит Большой двадцатки на этой неделе будет генеральной репетицией саммита глав государств, который состоится в конце месяца в Торонто, и ноябрьского саммита в Сеуле.
Его члены будут искать новые способы, как оградить сильные экономики от внешнего негативного влияния. Министры также должны продолжить работу по пересмотру внутренних правительственных инициатив. Они представят собственные экономические программы для независимого анализа, чтобы исключить вероятность, что отдельные национальные программы могут усугубить международную ситуации в целом.
В прошлом году Большая двадцатка доказала, что можно найти выход из любой ситуации.
Многие отнеслись скептически к Большой двадцатке, но в конце 2008 г. – начале 2009 г. ей удалось наладить сотрудничество стран в области монетарной и фискальной политики.
На лондонском саммите в апреле 2009 г. главы государств приняли пакет помощи МВФ и другим институтам в размере 1 трлн долл. Эта мера стала переломным моментом, который завершил период глобального обвала рынков после банкротства Lehman Brothers.
Но если Большой двадцатке однажды удалось отразить удар, это не значит, что получится снова. Есть основания полагать, что проблемы в Еврозоне скорее усугубят разлад в регионе.
Начнем с того, что сами европейцы по-разному реагировали на события последних месяцев. Например, меры регионального центра, которым считается Германия, часто не находили поддержки со стороны других стран Европы.
Германия в одностороннем порядке запретила спекулятивные короткие позиции по акциям и валютным деривативам в евро. В среду правительство Германии одобрил данный законопроект, и торопит членов верхней палаты парламента, которые заседают по этому вопросу 9 июля.
Данный законопроект расширяет границы предыдущего закона, которым 19 мая правительство Германии пресекло короткие продажи акций 10 ведущих финансовых институтов страны и кредитных дефолтных свопов на гособлигации. Этот неожиданный шаг подвергся критике со стороны США, и вряд ли можно рассчитывать, что кто-нибудь поступит подобным образом.
По словам министра финансов Германии, «Германия решила подать пример другим странам Европы». Ожидается, что Европейская Комиссия представит свою позицию по шортам в октябре.
Правительство желает, чтобы члены верхней палаты парламента, которые встретятся на заседании 9 июля, как можно быстрее одобрили данный законопроект, говорит министр.
Кроме того, в то время как главы европейских государств приедут на саммит с печальными прогнозами по экономике региона, другие страны, включая Китай, Индию и Бразилию, купаются в экономическом росте. При этом последние будут, скорее всего, говорить о том, что надо бы разобраться с проблемами в Европе, но реальной помощи не окажут.
И опять же, на саммите, скорее всего, будет затронута тема разногласий между Европой и США. Министр финансов США Тимоти Гейтнер, якобы, настаивает на реформе банковской системы Европы, но встречает сопротивление.
Если кризис поможет залатать некоторые из этих дыр, можно будет говорить о том, что Большая двадцатка построила экономику посткризисного периода.
Если же после встреч в Пусане и Торонто дыры только расширятся, и страны вместо того, чтобы сплотиться еще больше отдалятся друг от друга, антикризисные меры, предпринятые группой стран в начале 2009 г. будут первыми и последними яркими результатами их деятельности.