Нефтяной концерн "Сургутнефтегаз" занимает третье место в списке российских нефтедобывающих компаний.
Он уступает только государственной “Роснефти” и “Лукойлу”. В 2013 году концерн добыл 61,6 млн т нефти, на его долю приходится 11,7% от суммарного объема добычи нефти в России. Чистая прибыль составила 279 млрд руб. (5,97 млрд евро), что превысило показатели 2012 года на 51%. В 2013 году “Сургутнефтегаз” ввел в эксплуатацию несколько новых месторождений, а за первые пять месяцев текущего года добыча нефти увеличилась еще на 5%.
Все это хорошие показатели, однако вовсе не по этой причине концерн считается единственным в своем роде, пишет Die Welt (перевод — Инопресса.ру). На самом деле “Сургутнефтегаз” окружен тайной: никто не знает, кому принадлежит этот “великан”, и компания не спешит раскрывать тайну – настоящие хозяева скрыты за абсолютно непроглядным переплетением различных фирм и обществ.
Еще 12 лет назад Владимир Богданов, который руководит концерном с 1984 года, говорил, что 70% акций “Сургутнефтегаза” принадлежат “руководству и его союзникам”, пишет автор, но, кто является “этими союзниками”, неизвестно. Не привнесло ясности и декабрьское заявление президента Путина, в котором глава государства отметил, что много акций концерна якобы находится на руках у сотрудников. Эксперты считают это неправдоподобным.
“Если верить российскому политологу Станиславу Белковскому, именно Путин не заинтересован прояснять ситуацию с нефтяным гигантом”, – продолжает Штайнер. Несколько лет назад Белковский утверждал, что “Путин контролирует 37% “Сургутнефтегаза”. “И методика сокрытия хозяев концерна вполне может свидетельствовать о правоте Белковского”, – подчеркивает издание.
Подобные соображения есть не только у Белковского. “По данным британского журнала Times, – говорится в статье, – ЦРУ во время президентства Джорджа Буша проводило “ревизию” имущества Путина и, по словам чиновников, которые якобы видели материалы в процессе подготовки, оценка Белковского подтверждается”. Да и в российских финансовых кругах предполагают, что Путин получает прибыль именно через “Сургутнефтегаз”. Предприятие, как рассказывает один российский банкир, пожелавший остаться инкогнито, представлено на бирже, но в России строго-настрого запрещены некоторые финансовые операции с акциями концерна. “Для меня это верный признак того, что концерн является святая святых и управляется с самого верха”, – говорит банкир.
Но “скрытность” “Сургутнефтегаза” – не единственная причина повышенного интереса к нему, продолжает журналист. Вторая отличительная черта концерна – его финансовые резервы. По данным за 2012 год, когда концерн впервые представил свой финансовый отчет, резервы “Сургутнефтегаза” составили 30 млрд долларов. Как обращает внимание автор, “это больше, чем у любой другой энергетической компании в мире”, и с тех пор резервы могли подрасти. “Вряд ли эти резервы можно объяснить запланированными инвестициями, ведь за “Сургутнефтегазом” не было замечено грандиозных планов по приобретению активов других компаний”, – говорится в статье.
В целом, по словам главного аналитика “Русского стандарта” Сергея Суверова, “Сургутнефтегаз” воспринимается скорее в качестве “сберегательной кассы”, нежели акционерного общества. “А уж для кого хранит деньги “сберкасса под названием “Сургутнефтегаз”, по-прежнему остается тайной. И знают ее только в Кремле”, – подытоживает корреспондент Die Welt.