Такого рода большие системы, как китайская и/или иная экономика, могут управляться только самонастраивающимися механизмами с отрицательными обратными связями.
Пятнадцать из тридцати крупнейших фондовых рынков среди развивающихся экономик потеряли в августе от 20% и более. Китай и Россия кувыркнулись более чем на 30% каждый.
Развивающиеся рынки лихорадит после девальвации юаня 11 августа, что вызвало обеспокоенность второй по величине экономике мира о замедлении, подрывая спрос на нефть, медь и другое сырье из развивающихся стран, включая Бразилию, Россию и Южную Африку.
Разгром усиливается по мере того, как Федеральная резервная система США приближается к повышению стоимости заимствований в первый раз за десять лет после того, как центральные банки во всем мире повысили меры по стимулированию экономики после мирового финансового кризиса.
В то время, как падение рынков в России и Китае привели к потерям и в других развивающихся странах Европы и Азии, Египет потерял больше всего среди рынков на Ближнем Востоке и в Африке. В Латинской Америке Перу опустился вниз больше чем на 43%, опережая Бразилию, которая вступила в “медвежий” рынок на прошлой неделе. Малайзия, Таиланд и Дубай находятся на грани, превысив 20% порог, в то время, как в других десяти странах, включая Индию и Южную Африку потери составили более 10%.
Китайские политики должны осознать реальность, а она заключается в том, что чем сложнее и больше объем экономики, тем меньше возможности государства контролировать ее. Группа людей в централизованных организациях типа коммунистических партий не может больше управлять экономиками – это было бы то же самое, что они бы стремились направить по своему усмотрению эволюцию жизни на планете Земля.
Такого рода большие системы, как китайская и/или иная экономика, могут управляться только самонастраивающимися механизмами с отрицательными обратными связями. И кроме рынка человечество еще ничего другого, увы, пока не придумало. Результаты вмешательства политиков в китайскую экономику наилучшим образом демонстрируют реальность: правительства не могут контролировать экономику в долгосрочной перспективе, хотя краткосрочные результаты могут и обмануть их, полагая, что они это могут себе позволить.
По-видимому, понадобится новое поколение просвещенных людей, которые войдут в правительство, чтобы произошли столь необходимые изменения.
И это касается не только Китая.
На утренних торгах во вторник индекс Шанхайской фондовой биржи продолжил падение после рекордного с 2007 года снижения днем ранее на 8,5%, снизившись еще на 6,41%.
Вчера китайский индекс Shanghai Composite рухнул на 8,5%, что является максимальным падением с 2007 года, полностью нивелировав подъем с начала этого года.
Ключевой индекс Шанхайской фондовой биржи Shanghai Composite Index снизился на 6,41%, составив 3004,13 пункта, шэньчжэньский Shenzhen Composite Index упал на 6,97% и составил 1751,28 пункта.