Ровно через месяц в Украине должен начаться отопительный сезон. По всем законам жанра накануне 15 октября на поверхность всплывает ряд привычных вопросов, связанных с проблемами украинской энергетики.
По старой доброй традиции ключевым вопросом является газ.
Сколько голубого топлива Украина должна накопить в своих газовых хранилищах, чтобы спокойно провести эту зиму? Чем закончатся переговоры с Россией, и сколько мы будем платить за российский газ? Что еще угрожает теплу в наших домах и квартирах? Еще только середина сентября, а это значит, что вопросов связанных с будущей зимой для Украины больше, чем ответов. Так что в этом году, как впрочем, и всегда, все будет решаться едва ли не в самый последний момент.
Надежда на погоду
По состоянию на утро 14 сентября количество накопленного газа в украинских подземных хранилищах (по данным компании Укртрансгаз) достигло 15 млрд куб. м. За ближайший месяц, до начала «периода отбора» запасы газа в Украине планируют увеличить еще на 1,2 млрд куб. м. Так что вопрос поставлен и звучит он конкретно: хватит ли 16 «с хвостиком» млрд куб. газа для спокойной зимы?
Если отбросить очевидное «чем больше, тем лучше», то наиболее оптимальным количеством газа, которое Украине нужно накопить для собственных нужд в период даже довольно суровых зимних холодов, считается 19 млрд куб. м. При общей объемной мощности украинских ПХГ в 31 млрд куб. м. такое количество газа не выглядит чем-то сверхъестественным, однако накопить столько топлива до начала отопительного периода Украина просто не успеет. У России газ мы не покупаем еще с 1 июля этого года, а реверса газа из Европы, чтобы добрать столько топлива (речь идет о 4 млрд куб. м. фактически за месяц) в столь короткий срок явно недостаточно.
По мнению директора Института энергетических стратегий Дмитрия Марунича, ситуация с успешностью отопительного сезона во многом зависит от погодных условий – если зима будет относительно теплой, как в прошлом году, то и «16 с лишним» миллиардов кубометров Украине должно вполне хватить.
«Добавляет оптимизма и ряд других моментов: в Украине сейчас существенно сократилось потребление газа, ведь промышленность в значительной степени не работает. Кроме того, с марта мы фактически перестали поставлять газ на Донбасс – речь идет о 15 млн куб. м газа, которые фактически можно вычеркнуть из энергетического баланса нашей страны» — говорит эксперт.
Впрочем, поводов для опасений все равно хватает. За этот год никуда не делись и финансовые проблемы одной из ключевых госкомпаний – Нафтогаз Украины. Если в прошлом году залатать дыру в бюджете предприятия можно было не только с помощью резкого повышения тарифов на газ, но и при помощи кредитных средств от МВФ, то сейчас такой финансовой подушки у Украины не будет. Дефицит бюджета Нафтогаза существенно сократился – со 150 млрд гривен до 30 млрд, однако это и без того очень большая сумма, ресурсов на покрытие которой у Украины сейчас нет.
Угольная «зрада»
Проблема дефицита Нафтогаза по большому счету относится к традиционным недугам украинской энергетики, с которой наша страна уже свыклась, и которая из года в год переходит от одного отопительного сезона к другому. Однако сейчас к перечню угроз для «теплой зимы» в нашей стране добавилось нечто новое – острый дефицит угля, что увеличивает риски до небывалых ранее масштабов.
«Из-за несоответствия тарифов на производство электроэнергии и отсутствия угля, дела у предприятий теплоэнергетики обстоят также довольно плохо. Мало того, что у них не хватает денег для нормальной работы, так еще и уголь неоткуда везти. Его можно закупать по относительно низким ценам в зоне АТО, однако здесь есть политические риски, поэтому власти побоятся на это идти, опасаясь обвинений в «зраде» – говорит Дмитрий Марунич.
Сейчас на складах украинских ТЭС содержится около 1,468 млн тонн угля, хотя, согласно планам Минэнергоугля до 1 ноября необходимо накопить вдвое больше – 2,7 млн тонн.
«Я возлагаю персональную ответственность на министра энергетики за неотложное выполнение решения правительства: до конца месяца базовые цифры по накоплению угля на складах должны быть выполнены. Кабмин выделил для накопления на складах угля 2 млрд грн, госкомпания «Энергорынок» – дополнительно еще 1 млрд грн, однако эти деньги не использованы» — заявил 14 сентября премьер-министр Арсений Яценюк.
Правда, где Украина возьмет столько угля, учитывая прошлогодние скандалы с переплатой за топливо из ЮАР и нежелание сепаратистов из ДНР поставлять уголь Киеву, пока неизвестно. Очевидно, правительству в лице Минэнерго все же придется кое с кем договориться.
Партнеры со всех сторон
Масштабные переговоры украинскому правительству предстоит провести и с российским Газпромом – сколько нам придется платить за российский газ пока также остается загадкой. Позиции сторон понятны: Россия настаивает на цене в 252 доллара за тыс. куб. м. газа, в то время, как Украина надеется «сбить» ее ближе к отметке в 200 долларов.
«Я думаю, что Россия будет жестко стоять на своем, но тяжелое финансовое состояние Газпрома все же заставит ее пойти на некоторые компромиссы. Тем не менее, цена будет более близкой к пожеланиям именно российской стороны» — рассказывает независимый эксперт Владимир Спарыкин.
Согласен с этим и Дмитрий Марунич. По его словам, позиция Украины на этих переговорах будет ослаблена еще и давлением со стороны Европы, которая заинтересована в скорейшем достижении договоренности между двумя странами, что обеспечит бесперебойный транзит российского газа в страны Евросоюза.
А пока чиновники будут договариваться, простым украинцам стоит приготовиться к троекратному увеличению своих зимних расходов на газ. С 1 октября этого года стоимость одного кубометра голубого топлива для обычных граждан составит уже 3,6 гривен.