Торжественная сварка первого стыка газопровода "Южный поток" состоялась 7 декабря в Анапе. Выступивший на церемонии начала строительства трубы президент России Владимир Путин заявил, что "Южный поток" будет реализован по самым высоким стандартам качества. Однако отраслевые эксперты - как российские, так и зарубежные - сомневаются в целесообразности проекта.
Сомнительная экономика
Строительство “Южного потока” начинается примерно с двухлетним опозданием – причиной тому долгие согласования и переоценки стоимости проекта. Если изначально он оценивался в 8,6 миллиарда евро, то сегодня официальные источники называют цифру 16 миллиардов. При этом эксперты отмечают, что общая стоимость строительства может достигнуть 25 миллиардов евро. Сообщается, что трубопровод будет проложен по дну Черного моря в болгарский порт Варна, а оттуда в Италию. Кроме того планируются ответвления в Боснию-Герцеговину и Грецию. Мощность газопровода составит 63 миллиарда кубометров газа в год. Именно здесь возникает главный на текущий момент вопрос – будет ли востребована такая пропускная способность. Ведь недавно “Газпром” завершил строительство второй ветки “Северного потока”, однако даже первая нитка загружена сегодня не полностью. “С момента запуска до 1 октября по ней было прокачано всего 8,7 миллиарда кубометров газа, в то время как мощность первой нитки составляет 27,5 миллиарда”, – заявила DW нефтегазовый аналитик независимого аналитического агентства “Инвесткафе” Юлия Войтович.
Эксперт указывает на то, что уровень потребления газа в Европе в последнее время снижается, при этом конкуренция со стороны поставщиков сжиженного природного газа (LNG) из стран Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона растет. “Отсюда можно сделать вывод, что в ближайшей перспективе “Газпрому” вряд ли удастся обеспечить высокие уровни загрузки мощностей действующих и запланированных экспортных газопроводов”, – заключает аналитик.
Согласен с этим и эксперт по России, бывший сотрудник берлинского фонда “Наука и политика” Роланд Гёц (Roland Götz). По его словам, также не стоит забывать о конкуренции, которую будет составлять традиционному газу сланцевый газ. Немаловажно и то, что в Европе происходит ужесточение регулирования газового рынка, кроме того, страны ЕС стремятся все активнее использовать возобновляемые источники энергии, в том числе биогаз. “Ввиду перечисленного можно было бы допустить, что реализация такого проекта как “Южный поток” вообще будет поставлена под вопрос”, – отметил Гёц в интервью DW.
Азиатско-украинский фактор
Однако же “любой трансграничный проект в энергетике всегда включает в себя не только экономические соображения”, – возражает эксперт-аналитик российского Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Полыгалов. По его мнению, от реализации “Южного потока” во многом зависит сохранение за Россией монополии на реэкспорт газа из Центральной Азии. Таким образом, проект нужен России не только ради получения текущей прибыли, но и ради того, чтобы сохранять доминирующее положение “Газпрома” на европейском рынке в перспективе. То есть фактически речь идет о сохранении экспортных доходов, которые могут снизиться в случае конкуренции с центрально-азиатскими поставщиками газа. “Не будет “Южного потока” – будет Nabucco (конкурирующий европейский проект, судьба которого пока не решена, – Ред.), и каспийский газ попадет в Европу, минуя Россию”, – заявил Александр Полыгалов DW.
Вторым мотивом строительства, по общему признанию экспертов, является желание России максимально сократить зависимость от стран-транзитеров, в частности Украины. Как говорит аналитик ИПЕМ, “если у “Газпрома” будут альтернативные маршруты транспортировки газа в Южную Европу, Украина лишится монопольной власти владельца транзитной инфраструктуры, а “Газпром” сохранит доминирующее положение поставщика газа на Украину”. “Северный поток” уже дал в этом смысле первые плоды. Юлия Войтович приводит данные, согласно которым за счет перераспределения в новую трубу газа, который ранее шел в Европу через Украину, транзит через соседнюю страну с января по август 2012 года сократился на 22,86 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Роланд Гёц напоминает, что в попытке не допустить на европейский рынок газ конкурентов был создан и другой подводный проект – “Голубой поток”, который помимо прочего был призван помешать транспортировке газа из Азербайджана в Европу. Это удалось, признает эксперт. Окажется ли столь же успешным “Южный поток”, говорить рано. “И все же, если проект будет нерентабельным, то он станет ошибкой, – указывает Гёц. – Ведь лишь за счет одной политики подобные газопроводы не окупишь”.