Последние новости
22 ноября 2024
21 ноября 2024

Единая Европа на грани развала

4 января 2012, 10:08
no image

Страны ЕС приближаются к краху еврозоны. Рейтинги крупнейших банков падают, а экономисты и бизнесмены уже ставят на одни весы спасение евро и возврат к национальным валютам

Единая Европа теперь на грани развала, и необходимы самые срочные меры по ее спасению. Эти призывы не истерия, раздуваемая евроскептиками, а заявления лидеров сильнейших экономик еврозоны – федерального канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Николя Саркози.

По их мнению, время уже не ждет. “Европа может быть сметена кризисом, если она не сожмет волю в кулак, если она не изменится”, – предупредил Саркози.

Подобные заявления звучат на фоне того, что экономика стран Евросоюза и в особенности его ядра – еврозоны – неуклонно идет ко дну. Так, Организация экономического сотрудничества и развития прогнозирует рост государственного долга стран еврозоны в 2012 году до 97,9 % от суммарного ВВП, и экономисты называют эту цифру фатальной. Прогноз на 2011 год составляет 95,6 %, а в 2010 году этот реальный показатель был 92,9%.

Экономическая ситуация в ЕС настолько плоха, что рейтинговое агентство Moody’s недавно пригрозило снижением суверенного рейтинга всех государств еврозоны, что для самых слабых европейских экономик означает ни много ни мало дефолт. Аналитики агентства предупреждают: если в ближайшее время от лидеров ЕС не поступят глобальные инициативы, способные стабилизировать финансовые рынки, кредитные рейтинги всех государств ЕС будут пересмотрены.

В сложившемся глобальном преддефолтном состоянии мер экономии госбюджета отдельными странами недостаточно, нужно менять правила игры во всей Европе, заявила Меркель. Немецкий лидер пошла на беспрецедентный шаг – предложила ужесточить контроль за расходами бюджетных средств и объемами госдолга всех без исключения государств еврозоны. В этом непопулярном, но необходимом решении ее всецело поддержал Саркози: “Это последний шанс спасти еврозону”. В итоге эти спасительные меры в Европе называют не иначе как план Меркози.

Еврозона близка к краху и решения, которые придется принимать лидерам ЕС, будут сложными и болезненными, раскритиковал план экс-премьер Британии Тони Блэр. Однако в том случае, если зона евро распадется, последствия окажутся просто катастрофическими, заявил политик.

В свою очередь другие эксперты, хотя и приветствуют план Меркози, предупреждают: изменения в законодательстве должны быть одобрены каждым государством – членом ЕС в отдельности. А это означает долгие парламентские дебаты, а в некоторых случаях даже референдумы.

Тем временем, осознавая все риски, связанные с мерами по сохранению еврозоны в ее нынешнем виде, европейские политики и финансисты параллельно разрабатывают возможные сценарии выхода одного или нескольких государств из еврозоны. Эта информация, чем дальше, тем больше просачивается в европейские СМИ.

Призрак дефолта

Более половины немцев считают, что для их страны было бы куда выгоднее сейчас вместо нестабильного евро иметь свою национальную и “подкрепленную трудом людей” валюту – немецкую марку.

“Наше пресловутое трудолюбие и любовь к экономии в итоге обернулись против нас. Теперь Германия должна тянуть на себе всю еврозону”, – говорят они о необходимости их родины в кризисное время спонсировать страны-неудачники вроде Греции, чей госдолг достиг рекордных для Европы 160% ВВП. Хотя отмечают, что в нынешних условиях возврат к марке невозможен: слишком сильно переплетены и зависимы друг от друга экономики стран еврозоны.

Аналитики также бьют тревогу: выход из еврозоны чреват серьезными потрясениями даже для наиболее успешной экономики континента – Германии. Швейцарский банк UBS уже подсчитал, что отмена евро будет стоить каждому жителю ФРГ трудоспособного возраста около 6-8 тыс. евро в первый год, а для других стран еврозоны и вовсе 9,5-11,5 тыс. евро.

Если облечь эти цифры в слова, последствия выхода стран из еврозоны, по мнению экспертов UBS, могут означать государственный и корпоративные дефолты, крах банковского сектора и системы международной торговли.

Рассчитав все риски, некоторые организации уже всерьез готовятся к отмене евро. По информации влиятельной американской газеты The Wall Street Journal, два крупных мировых банка хотят установить технические системы, позволяющие вести торги и расчеты в национальных европейских валютах в случае, если долговой кризис не закончится в течение ближайших нескольких месяцев и странам еврозоны придется отказаться от единой валюты.

Издание не раскрывает названия банков, но указывает, что они обратились к руководству международной системы валютных расчетов Swift с просьбой предоставить технологии для возвращения старых денежных единиц. Что касается менеджеров Swift, то они эту информацию не подтвердили, но и не опровергли. “Сейчас неподходящее время для комментариев по любым вопросам, связанным с еврозоной”, – заявили в организации.

Если банки предпочитают отмалчиваться, то некоторые аналитики уже открыто составляют планы распада еврозоны. Так, британский лорд Саймон Вулфсон даже учредил премию в размере $ 390 тыс. тому, кто предложит план наиболее безболезненного выхода одной или нескольких стран из еврозоны.

Все чаще говорят об отказе от единой европейской валюты и в Германии – главной экономике ЕС. “Для нас важен свободный рынок, а единая валюта необязательна. Есть ли жизнь в Германии после евро? Да, есть”, – заявил глава Объединения немецких экспортеров Антон Бернер.

Также европейскую прессу облетела информация о существовании секретного плана по возврату к немецкой марке, якобы разработанного для правительства ФРГ профессором Дирком Майером из Университета имени Гельмута Шмидта.

Сторонники возврата проблемных государств еврозоны к своим нацвалютам, среди которых и известный экономист, лауреат Нобелевской премии Пол Кругман, говорят о том, что эта мера поможет обесценить валюту, удешевить рабочую силу в стране и как следствие заставить экономику работать.

В то же время многие эксперты полагают, что ущерб распада еврозоны будет куда более ощутим, чем положительный эффект от девальвации национальной валюты. Диего Искаро, аналитик из международного исследовательского центра IНS Global Insight указывает Корреспонденту на тот факт, что Греция, которая и раньше не славилась большими объемами экспорта, в нынешних условиях экономии бюджета не сможет увеличить их и в случае перехода на драхмы.

Другой пример – часть долгов Португалии принадлежит соседней Испании, финансовые системы стран взаимосвязаны. В случае дефолта и выхода из зоны евро первой тут же пойдет ко дну вторая. Паника приведет к обесцениванию единой европейской валюты, и в итоге все страны еврозоны обанкротятся.

Несмотря на самые мрачные перспективы, высшие еврочиновники продолжают выступать с обнадеживающими заявлениями. “У меня нет никаких сомнений в способности евро выстоять”, – отметил глава Европейского центрального банка Марио Драги.

Евроремонт

План Меркози, призванный стать спасительным кругом еврозоны, предусматривает изменить европейские соглашения таким образом, чтобы они включали пункт наложения автоматических санкций на нарушителей бюджетной дисциплины – то есть, если дефицит бюджета государства превышает 3% ВВП. Кроме того, Меркель и Саркози настаивают на учреждении специального европейского органа, который мог бы контролировать национальные бюджеты 17 государств еврозоны.

Помимо стран еврозоны, к договору решили присоединиться и остальные члены ЕС, за исключением не перешедшей на единую европейскую валюту Великобритании. “Если я не увижу адекватных выгод для Британии от нового европейского договора, я не подпишу его”, – заупрямился премьер-министр королевства Дэвид Кэмерон.

Более того, в Туманном Альбионе отказались выделять дополнительные средства МВФ в размере 30 млрд евро – предполагаемую долю страны в борьбе с долговым кризисом. Таким образом, ЕС удастся пополнить баланс МВФ на сумму 170 млрд евро, вместо прогнозируемых 200 млрд евро. Наибольшую долю – 45 млрд. евро – внесет Германия.

Британия всегда держалась особняком, напоминает Искаро. Во-первых, она отказывалась от присоединения к зоне евро. Во-вторых, в своей национальной политике государство никогда не спешило выделять суммы на спасение проблемных участников ЕС. Так, Британия не является вкладчиком в Европейский фонд финансовой стабильности, в то время как доля Германии составляет 27% общей суммы размером в 440 млрд евро, а Франции – 20%.

Все же демарш Соединенного Королевства вызвал бурю негативных эмоций у Франции. “Британское правительство сделало опрометчивый выбор”, — заявил министр финансов страны Франсуа Баруэн, подчеркнув, что британская позиция войдет в мировую историю.

К тому же изрядно разозлил Францию и тот шаг, что ей самой агентство Standard and Poor’s пригрозило понизить рейтинг, а Британии – нет. В ответ в британском правительстве заявили, что кредитные рейтинги – дело кредитных агентств.

Если Франция еще находится в ожидании утраты доверия, то под ее банками уже дрожит земля. Недавно другое международное рейтинговое агентство, Moody’s, понизило долгосрочные кредитные рейтинги трех крупных французских банков – BNP Paribas, Credit Agricole и Societe Generale на одну ступень.

В последнее время снижение рейтингов европейских банков стало опасным трендом. К примеру, ранее агентство Fitch Ratings понизило рейтинги сразу восьми итальянских банков, а другие пока тщательно изучает. Аналитики говорят, что понижение рейтингов финансовых учреждений в среднем на одну ступень незначительно и не означает их банкротства, однако демонстрирует ухудшение ситуации с их ликвидностью.

На помощь тонущим европейским банкам пришел Европейский центральный банк, предоставив им трехгодичные займы на сумму 489 млрд. евро. Воспользоваться этим предложением решили более 500 европейских финучреждений.

Выделение кредитов успокоило финансовые институты, но Меркель предупреждает: простого и быстрого решения кризиса не предвидится. “Разрешение кризиса суверенного долга – это процесс, который займет годы”, – прогнозирует немецкий канцлер.

Также, несмотря ни на что аналитики все еще склонны оставлять еврозоне шансы на выживание. Так, 33 из 57 авторитетных экономистов, опрошенных агентством Reuters, верят, что еврозона сохранится в ее нынешней форме.

В целом же будущее ЕС неопределенно и существование евро продолжает оставаться под вопросом, считает Луис Фариа, президент португальского исследовательского центра Contraditorio. Странам придется экономить еще жестче, иначе, по подсчетам аналитика, на спасение тонущей Италии с ее госдолгом в 1,9 трлн. евро, а также в перспективе Испании и Франции потребуются соответствующие триллионные суммы.

“Все может произойти в еврозоне, и мы должны быть готовыми ко всему”, – говорит он.

Все статьи