Последние новости
22 января 2025
21 января 2025

Российская экономика перестала быть даже “развивающейся” – Слава Рабинович

no image

Почему путинский режим обязательно обанкротится (параллельно сделав страну и народонаселение банкротами тоже)? Вопрос здесь не если, а когда. Это произойдёт с вероятностью в 100%. Почему?

Путинский режим, по определению, по конструкции, “by design” – гипертрофированно-клептократический, призванный не созидать, а только отжимать (1) у других и (2) у природы. (1) – конечно, и кончается. (2) – “бесконечно” в пределах нескольких поколений наследников режима, но недостаточно без (1).

Казалось бы, режим совершил великое множество ошибок, с точки зрения своего же инстинкта самосохранения. Но это не так. Инстинкты подавлены самой конструкцией.

“By design” этот режим не может без (1), по своей природе. Он не созидает, он отжимает. Созидать он ничего не умел, не умеет и никогда не научится, ибо КГБшники учились другому и переучиться не смогут (в будущем они должны быть, конечно, все люстрированы и отстранены от процесса управления страной на всех уровнях).

Казалось бы, ещё одна ошибка, которую можно было избежать – проводить “огосударствление” экономики (то есть не проводить её). Ведь это драматически сужает налогооблагаемую базу и увеличивает бюджетные обязательства “государства”, т.е. общака. Нет?

Да, но это неважно. Гипертрофированно-клептократическому режиму нечем думать, он – как крокодил: не умеет сдавать назад и имеет только хватательные и жевательные рефлексы. Как известно, крокодилы полностью недрессируемы. Огосударствление экономики было нужно этому режиму для того, чтобы было проще сцеживать и пилить, и делать это быстрее. И ещё быстрее. И ещё больше.

Я, как наблюдатель (и инвестор) тоже соображаю быстро. Итак, быстрый “макро-анализ”.

Российская экономика, будучи когда-то восьмой по величине в мире экономикой, с 2 трлн долларов ежегодного ВВП, благодаря режиму Путина сейчас имеет ВВП менее 1 трлн долларов, но, что более важно – перестала быть “развивающейся”. Она очень быстро де-индустриализуется и сползает в архаику, наравне со сползанием в архаику “общества” (если его можно назвать этим словом).

С таким “взрывным” (на 50% за короткое время) падением экономики происходит и взрывное сокращение налогооблагаемой базы.

Есть ещё один, параллельный, движок сокращения налогооблагаемой базы. Народонаселение, каким бы оно ни было, видит зашкаливающую степень гипертрофированной клептократии т.н. “элит”, и видит, на что и как расходуются “народные деньги”, поступающие в бюджет в виде налогов от работы этого народонаселения. Оно видит, что не имеет никакого влияния на этот процесс. Видит, что это невозможно ни остановить, ни изменить. И тогда очень многие экономические субъекты этого народонаселения, т.е. очень многие граждане по отдельности, принимают единственно рациональное решение в этой ситуации: не платить налогов. По простой причине, описанной выше. Уходят “в тень”. Старинный принцип “No taxation without representation” импортирован из США не по указке Госдепа, а из-за народной мудрости и инстинктов, самими людьми.

Таким образом, взрывное сокращение налогооблагаемой базы номер один сталкивается со взрывным сокращением налогооблагаемой базы номер два, складываясь (или даже перемножаясь).

За последние 10 лет произошло не только огосударствление экономики (а с этим – и драматично повышены государственные обязательства), но и безумное искажение того, чем эта экономика должна, в нормальном виде, заниматься. Почти половина всего российского бюджета направлена на военные расходы, содержание “силовиков” и чиновников. Сверх этого, почти четверть (!!!) всего российского бюджета имеет засекреченные от народа статьи расхода, без какого-либо парламентского, или иного, контроля.

Взрывное сокращение налогооблагаемой базы по двум самым главным причинам (см. выше), в сочетании с повышенными гос. обязательствами (из-за огосударствления экономики) и искажением “нормальности” структуры экономики, дадут неизбежный эффект: государство станет банкротом, вместе со страной, вместе с режимом и вместе с народонаселением.

При этом политическом курсе избежать этого было бы невозможно даже без Крыма и Украины.

Аннексия и оккупация Крыма, агрессия против Украины и последовавшие санкции и статус изгоя, делающие страну “токсичной” для российского и международного капитала, только лишь ускорят процесс. То есть, они не являются причиной, они являются ускорителем процесса. Причина – это гипертрофированно-клептократический режим Путина и его гэбэшной ОПГ, оседлавший огромную страну, с её ресурсами и 140-миллионным народонаселением.

Вот и вся история. Ничего сложного. Элементарная экономика с арифметикой.

Слава Рабинович
Финансист


Все статьи