Президент Российской Федерации Владимир Путин может быть привлечен к уголовной ответственности в случае, если будет доказано, что он знал о подготовке к преступлению – удару по пассажирскому самолету Boeing-777, - и не предпринял мер, чтобы воспрепятствовать этому, или если, зная имена лиц, совершивших преступление, не выдал их правосудию.
Об этом рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины, экс-представитель Украины в Совете ООН по правам человека Владимир Василенко.
Отвечая на вопрос о том, может ли расследование дела о сбитом на Донбассе пассажирском самолете дойти до первого лица России, дипломат сказал: “Может, если будут достаточные доказательства. По крайней мере, если будет доказано, что первое лицо России – президент Владимир Путин – знал о том, что такая акция планируется, но не принял мер для ее предотвращения, он уже несет ответственность. Если будет доказано, что ему доложили о лицах, которые совершили это преступление, и он не наказал их и отказывается их выдать следствию – тогда на него также ложится ответственность”.
“Границы этой ответственности определяет суд”, – добавил Василенко.
В отношении суда, который пройдет в Нидерландах, он сказал: “Я не думаю, что суд будет продолжаться целую вечность, ведь это национальный суд. Правда, я не знаю, предусматривает ли законодательство Нидерландов заочное осуждение преступников. Прежде всего, лицам, подозреваемым в совершении преступления, будут направлены повестки. Но эти лица могут отказаться явиться на судебное заседание. В таком случае могут возникнуть проблемы процессуального порядка. Если же уголовное законодательство Нидерландов предусматривает заочное осуждение, то происходит судебное заседание, выносится приговор и открывается дело о задержании этих преступников”.
Дипломат также не исключил, что в Нидерландах может быть принят специальный закон, который позволит справиться с подобными трудностями.
Как напомнил Василенко, “международной следственной комиссией было собрано уже очень много материалов, там указаны имена конкретных исполнителей этого преступления”. Теперь задача суда состоит в том, чтобы “выяснить, действовали ли они по собственной воле или выполняли преступный приказ. Если они выполняли приказ, то на каком уровне он был отдан. Должно быть исследовано, как сработала вертикаль власти в армейских структурах России. Был ли приказ отдан с самого верха – главнокомандующим российских вооруженных сил, или этот приказ был отдан начальником генерального штаба, начальником воинской части, которые действовали по своему усмотрению”, – заметил он.