Выстраивая свою империю 2.0, Путин сознательно не видел будущего России без тесного экономического и политического тандема с Китаем. Это было обусловлено тем, что в геополитической перспективе противостояния "духовного мира" и Запада, которая так или иначе вырисовывалась бы для возрождающейся тоталитарной системы, с непомерным реваншистским аппетитом, не было бы места для победы в новом "крестовом походе" за неимением могущественного союзника.
Россия в том виде, в котором она существовала в самом начале прихода Путина к власти, в том, в котором она существует сейчас, и в том, в котором она будет и через 5-10 лет (если будет), неизменно бы проигрывала по всем параметрам извечному сопернику – США. Обольщение и склонение на свою сторону КНР – это был главный план всех дипломатических усилий на восточном направлении последнего десятилетия. И он был в каком-то смысле удачным, породив миф о братском Китае, с которым в каком-либо обозримом будущем вместе “бомбанут” по Вашингтону.
В какой-то момент степень прогиба внешней политики России под Китай дошла до того, что даже самые нереалистичные сценарии озвучивались как нечто обозримо-реальное и необходимое в отношениях двух государств. Стоит вспомнить хотя бы безумную идею об общей валюте – АКЮРЕ, озвученную в 2009 году. Но в действительности ситуация в отношениях двух стран никогда не была столь радужной, как её преподносили, преподносят и будут преподносить в российских СМИ.Если говорить о так называемых “братских” отношениях, то их никогда не было лишь по той причине, что Китай всегда относился к России как к территории для реализации своего ширпотреба, а так же государству, часть просторов которого являются его “временно аннексированными” владениями, которые он весьма умело, под видом долгосрочной аренды, возвращает в свою собственность. Но геополитические аспекты оставим на другой раз, ведь основной проблемой этого лета для КНР и всех его сателлитов стал экономический кризис, неожиданно захлестнувший страну.
В июле я уже рассмотрел вариант с оказанием воздействия экономического коллапса КНР на пятерку БРИКС. Перспектива для большинства не радужная и не исключен крах данного союза, но больший интерес вызывают отношение и влияние на Россию. Так, намедни произошло событие, которое ярко демонстрирует то, насколько опасным стала столь тесная связь РФ и КНР.
Как известно, Китай намеренно в течение дня обрушил свою валюту на 1,9%! Последний обвал юаня в столь колоссальном размере был отмечен 21 год назад, в 1994! Причина банальна – девальвация стала необходима для увеличения экспорта. И это главная проблема экономики Китая, выживающей исключительно за счет продажи своих, не всегда отличающихся высоким качеством, товаров. К примеру, Главное таможенное управление КНР в отчете за первое полугодие 2015 года указало падение товарооборота только между Китаем и Россией на 30,2% в сравнении с аналогичным периодом 2014 года. В тоже самое время, 15 июля, Министерство экономики КНР отчиталось о росте во 2-м квартале 2015 года ВВП государства на 7% и на 6,8% промышленного производства.
Так чему все эти цифры и данные? Сводим воедино. Экспорт падает, фондовый рынок катится в бездну, бьются рекорды по падениям индексов и девальвации национальной валюты, но при этом ВВП растет. Пекин чего-то не договаривает (нагло врет – приукрашая ситуацию), но при этом ведет свою собственную, обособленную спасательную операцию, без учета интересов второстепенных компаньонов. Без учета? Разумеется! Так, девальвация юаня на 1,9% ударила не только по кошельку китайцев, но и по российской экономике. Дело в том, что на волне братских и ура-патриотических идей о совместных валютах и усиления давления на доллар, бытовавших в основном в российской среде, такая нефтяная монополия как “Роснефть” разместила в январе этого года банковские счета в китайской валюте. То есть, Россия начала практиковать сбережения не в долларовом эквиваленте, а в юанях. Вследствие чего девальвация ударила и по “Роснефти”… как гром среди ясного неба!
В итоге, мы можем наблюдать за тем, как неприятности в экономической сфере Поднебесной, так или иначе, а влияют на ситуацию и в России. Да, без помощи Китая Россия никогда бы не смогла осуществить своих эфемерно-фантасмагорических планов по геополитической гегемонии, но Пекин и не стремился способствовать Москве в этом плане, преследуя лишь свои цели. И теперь, когда кризис ударил по Поднебесной, Кремль, оказавшись заложником своих фантазий и пустых надежд, ощущает силу притяжения не только собственного дна, но и китайского.