Впервые с начала пандемии коронавируса стоимость нефти превысила отметку в 48 долларов за баррель.
Четыре сессии подряд на биржах цены на черное золото демонстрирует рост. Нарастающий оптимизм по поводу эффективности вакцин от коронавируса оживляет нефтяной рынок, который уже больше восьми месяцев находится под давлением коронакризиса. Новости сразу о нескольких вакцинах придали надежды на то, что мировая экономика вновь заработает, как в былые времена.
Ноябрьский рост цен на нефть на новостях о вакцинах против COVID-19 может сказаться на решимости участников ОПЕК+ продлить действующие условия сделки на несколько месяцев 2021 года.
И хотя лидеры соглашения Россия и Саудовская Аравия, по-видимому, будут настаивать на том, чтобы отложить увеличение добычи с января этого года, некоторые средние и мелкие производители могут выступить против этого.
С начала ноября цены на нефть выросли на 31% с 36,8 до 48,3 доллара за баррель. При этом стабильное увеличение потребления в ноябре продемонстрировали только Индия и Китай, где новые льготы стимулировали нефтеперерабатывающие заводы нарастить закупки нефти. В целом же, возобновление карантинных ограничений в разных странах Европы, Азии и в США совсем не способствовали росту спроса.
В принятом по итогам последней министерской встречи ОПЕК+ 17 ноября коммюнике говорится, что “страны должны быть готовы к любым действиям для стабилизации нефтяного рынка. Вплоть до кризисного – продления квот сокращения (7,7 млн баррелей в сутки) на 2 квартала 2021 года и больше”. Но оптимизм рынка на фоне новостей о новых вакцинах и ожидание скорой победы над коронавирусом сильно снижают градус реальной опасности, создавая иллюзию уверенного восстановления спроса.
В конце ноября появилась информация Bloomberg, что Объединенные Арабские Эмираты, занимающие шестое место по добыче в мире, рассматривают возможность выхода из соглашения ОПЕК+. В этом году в ОАЭ открыли новое месторождение нефти, запасы которого оцениваются почти в 273 млн тонн нефти. После этого министр энергетики ОАЭ Сухель аль-Мазрузи написал в Twitter, что его страна планирует увеличить производство до 5 млн баррелей в сутки к 2030 году. Сейчас мощности страны по добыче нефти равняются 4,1 млн баррелей, официальная квота сокращения – 700 тыс. баррелей в сутки, но производится всего 2,4 млн баррелей, поскольку рассчитывался объем сокращения от уровня добычи 3,1 млн баррелей в сутки в октябре 2018 года. ОАЭ уже нарушали свои обязательства по сокращению добычи на втором этапе сделки – после июля 2020 года, и если они действительно поставят вопрос о выходе из сделки, то это может не только повлиять на решение о продлении действующих условий ОПЕК+, но и поставит под угрозу будущее соглашения. Кроме того у ОАЭ здесь могут появиться союзники. По аналогичным причинам своей квотой недоволен Кувейт, мощности добычи в стране в 2019 году выросли, но сокращать производство пришлось также с уровня октября 2018 года.
Следующий недовольный, также “двоечник ОПЕК+”, – Ирак, который уже не раз обращал внимание, что ему в отличие от Ливии и Венесуэлы, освобожденных сейчас от выполнения сделки, не делали никаких послаблений в период с 2017 по 2019 год, несмотря на сложную ситуацию внутри страны. Тогда он не наращивал производство, а теперь вынужден опять его сокращать, несмотря на то, что так и не вышел на максимум добычи. Схожие претензии может предъявить Нигерия.
Вопрос о Ливии и Венесуэле обязательно возникнет на предстоящих переговорах. Обе страны увеличивают добычу. Ливия уже даже превысила довоенный уровень производства в 1,1 млн и добывает 1,25 млн баррелей в сутки. Но об участии их в сделке пока речи не идет.
В итоге предстоящая встреча ОПЕК+ может оказаться весьма жаркой. Но все же эксперты считают, что решение о наращивании производства на 1,9 млн баррелей в сутки с начала 2021 года будет отложено. “На действия ОПЕК+, в первую очередь, влияет рост спроса, а с этим пока все не так хорошо”, – говорит старший аналитик УК “Альфа-Капитал” Максим Бирюков. По его мнению, без продления ограничений картель рискует новым снижением цен.
Кроме того, обычно первый квартал отмечается сезонно низким потреблением нефти, поэтому ОПЕК+ будет ориентироваться на выравнивание баланса рынка. Вполне можно ожидать, что текущее ограничение добычи будет продлено до конца 1 квартала, а дальнейшие действия будут зависеть от состояния экономики и действия вакцин, а решения ОПЕК+ будут пересматриваться постепенно
“Все взоры направлены на вакцину. Рынки с нетерпением ждут начала следующего года, когда возможные вакцины, наконец, помогут разблокировать экономические ограничения. Поэтому нефтяные фьючерсы на февраль уже демонстрируют рост. Видим, что вакцина – основной фактор воздействия на рынки, и если позитивность сохранится, в ближайшие один-два месяца цены на нефть сохранят стабильность, – заявил Ильхам Шабан, эксперт по энергетике
Вместе с тем эксперты предупреждают, что если страны вновь будут вынуждены пойти на очередные ограничения из-за роста заболеваемости, это затормозит нынешнюю тенденцию подъема рынка.