США продолжают давить на европейских политиков, чтобы они подписали до конца этого года Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство.
Европа продолжает сопротивляться, опасаясь, что отдельные сектора экономики ЕС не выдержат конкуренции с американцами. Но в действительности оценить последствия и выгоды почти невозможно — текст соглашения остается засекреченным.
США оказывают сильное давление на Евросоюз на переговорах о заключении соглашения о свободной торговле и инвестиционном партнерстве, пишет в понедельник Süddeutsche Zeitung. Согласно секретным документам, Евросоюзу придется значительно снизить уровень стандартов в социальной, правовой и экологической сферах, чтобы американские товары попали на европейский рынок. Если верить документам, США едва ли не шантажом пытаются заставить блок пойти на уступки.
Так, Вашингтон грозит сократить экспорт автомобилей из ЕС в США, если блок откажется покупать больше американской сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, Вашингтон не намерен уступать в вопросе замены частных арбитражных судов при рассмотрении торговых и инвестиционных споров прозрачными национальными торговыми судами.
Документы также свидетельствуют, что США хотят отменить принцип ЕС, согласно которому продукты могут быть разрешены для продажи, только если доказано, что они не наносят вреда здоровью людей и окружающей среде. В результате на европейский рынок могут попасть генетически модифицированные продукты и растения, отмечает издание.
Слив некоторых положений в немецкую газету лишь приоткрыл завесу тайны над готовящимся к подписанию соглашением между США и странами ЕС. До сих пор полный текст соглашения недоступен для широкой аудитории, а единственная версия документа в правительстве Германии находится только в печатном виде. При этом специальный служащий читального зала вынесет для ознакомления бумажный многостраничный документ и останется рядом. Он будет следить за тем, чтобы вы не скопировали или не стащили ни страницы текста. Но и это еще не все.
«Мы обязаны в письменном виде подтвердить, что будем хранить молчание о содержании документов», — рассказала Deutsche Welle представитель фракции «зеленых» в бундестаге Катарина Дрёге.
Столь тщательно охраняют не драгоценный манускрипт, которому несколько сот лет, и не какой-нибудь секретный архив Третьего рейха. Обычная бумага, обычная печать, тираж изготовлен, скорее всего, в январе 2016 года. Но значимость и стоимость засекреченного документа колоссальная. Ведь это Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство между США и ЕС (Transatlantic Trade and Investment Partnership, TTIP). Если оно будет подписано, то в мире появится зона свободной торговли и капитала ценой примерно в половину всего мирового ВВП.
Открытие читального зала в министерстве экономики состоялось 29 января 2016 года, спустя несколько лет после начала предметных переговоров по TTIP. До этого отдельные немецкие чиновники могли ознакомиться с материалами в посольстве США в Берлине. Там читальный зал заработал в прошлом году.
В общем, можно смело утверждать, что детали соглашения известны считаному числу европейских чиновников и политиков (в таком же закрытом режиме идет подписание аналогичного Транстихоокеанского соглашения США со странами Южной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона).
Режим секретности — принципиальный момент. Он означает, что нет никакой гарантии, что та информация о TTIP, которая есть в публичном пространстве, соответствует действительности. Соответственно, все обещания о росте ВВП или создании сотен тысяч новых рабочих мест могут оказаться пустыми.
Барак Обама прилетел в Ганновер 24 апреля на открытие ежегодной промышленной выставки-ярмарки. Американский президент практически не расставался с канцлером Германии Ангелой Меркель. Оба делали вид, что TTIP — это только одна из тем, не главная, ведь есть еще Сирия, мигранты, Украина. Но акценты все же надо расставлять иначе — сначала Трансатлантическое партнерство, потом все остальное.
Глава Белого дома методично «обрабатывал» членов немецкого правительства, парламента, еврочиновников и бизнесменов.
Обама, в частности, заявил, что соглашение позволит «убрать тарифы, упростить процедуры, снять различия в регулировании», упростит «торговлю для всех, в том числе для малого бизнеса», а также будет способствовать «связям между членами ЕС, включая государства Южной Европы».
И в конечном счете реализация документа приведет к экономическому росту и созданию новых рабочих мест по обе стороны Атлантики.
Он торопится сам и подгоняет своих партнеров в ЕС. Он боится, что не успеет подписать соглашение до конца своего президентского срока (выборы в США пройдут в ноябре этого года).
«Мы ведем переговоры по данному соглашению уже несколько лет и добились прогресса. Но время сейчас не на нашей стороне. Если мы не завершим работу над соглашением в нынешнем году, предстоящие политические изменения в США и Европе могут отложить его заключение на какое-то время», — заявил он в Ганновере (цитата по РИА «Новости»).
«Время завершать работу — сейчас. И я нахожусь здесь для того, чтобы сказать, что США готовы сделать все возможное для достижения амбициозного и всеобъемлющего соглашения в нынешнем году», — подчеркнул Обама.
Незнание того, что несет в себе TTIP, порождает многочисленные страхи у европейцев. Многие из них имеют под собой основание. Например, отмена таможенных барьеров и унификация стандартов по американскому образцу неизбежно приведут к потоку дешевой сельхозпродукции из Штатов. Это почти гарантированно убьет значительную часть компаний Старого Света, которые и сейчас выживают за счет дотаций Еврокомиссии. Хлорированная курятина, накачанное гормонами мясо, генномодифицированные овощи и фрукты вызывают ужас и у производителей, и у потребителей.
Многие скептики в принципе не считают, что Европа может что-то выиграть от соглашения с США. Конкурентоспособность американских компаний выше европейских. В Штатах ниже корпоративные налоги и затраты на труд, меньше бюрократии, более мягкие экологические нормы (благодаря этому стала возможна «сланцевая революция»).
В рейтинге Doing Business 2015 выше США (7-е место) находятся только две европейские страны — Дания и Великобритания (3-е и 6-е места соответственно). Из больших экономик ЕС выше всех — Германия (15-е место), Франция только 27-я, Нидерланды — 28-е, Испания — 33-я, а Италия вообще находится на 45-м месте (Россия занимает 51-ю строчку).
В то же время крупные немецкие промышленные корпорации могут стать бенефициарами TTIP. Их продукция пользуется устойчивым спросом на американском рынке. В прошлом году, по данным Destatis, товарооборот между США и Германией вырос примерно на 20%, до €173,2 млрд, из которых на немецкий экспорт пришлось €113,9 млрд. При этом США впервые за сорок с лишним лет стали главным внешнеторговым партнером Германии, оттеснив Францию на второе место.
По данным Германо-американской торгово-промышленной палаты, в 2015 году оборот немецких компаний, работающих в США, составил $400 млрд (плюс 2% к предыдущему году). На один только Daimler пришлось $46,5 млрд оборота.
Немецкие промышленники надеются, что унификация стандартов и правил сертификации позволит им снизить затраты для выхода продукции на рынок США. Но как и на чьих условиях все-таки будет проводиться эта унификация?
Периодически в европейскую прессу прорываются и негативные отзывы о TTIP со стороны еврочиновников. Недавно министр экономики Германии Зигмар Габриэль заявил, что американцы так и не согласились пока допустить европейские компании к государственным закупкам, что явно противоречит принципам открытого рынка и свободной торговли.
Еще один пункт, о котором упомянул Габриэль и который является одним из основных камней преткновения для скорейшего подписания TTIP, — это желание США вывести коммерческий арбитраж из-под национальной юрисдикции.
Специальная инстанция будет заниматься урегулированием споров между инвесторами и государствами (Investor-State Dispute Settlement, ISDS). Такой подход вызывает опасения, что транснациональные корпорации получат максимум прав и будут игнорировать интересы государств, а также начнут злоупотреблять своими правами, чтобы получать компенсации и преференции.
Граждане Германии и некоторых других стран ЕС активно протестуют против Трансатлантического партнерства. Накануне прилета Обамы в Ганновере прошел многотысячный митинг. А в октябре прошлого года на улицы Берлина вышли 150 тыс. человек. Но европейская демократия научилась за долгие годы игнорировать те протесты, которые идут вразрез с интересами большого бизнеса и влиятельных лоббистов.