Новые экономические меры со стороны Анкары логично вписываются в ряд других «недружелюбных действий». С 15 марта Турция ввела пошлины на поставки ряда наименований российской сельхозпродукции
В список попали российская пшеница, кукуруза, подсолнечное масло и шрот. Данный шаг Анкары означает фактически введение экономических санкций против российского импорта, – сообщает «Диалог«.
«Россия будет вынуждена поставлять пшеницу по пошлине в 130%», — «Интерфакс» приводит слова гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько. «При такой, по сути, запретительной пошлине поставок может не быть», — говорит Рылько. Российский Минсельхоз сразу отреагировал на действия турецких властей. 22 марта на сайте министерства было опубликовано заявление главы ведомства Александра Ткачева.
«Минсельхоз России крайне удивлен и разочарован подобной позицией турецких коллег, поскольку в течение последних шести месяцев обе стороны заявляли о необходимости нормализации двусторонних торговых отношений», — говорится в заявлении.
Ткачев также сказал, что «такие действия Турции ставят под сомнение искренность намерений по выстраиванию прочных взаимоотношений» и пообещал предпринять в ближайшее время «все необходимые меры по диверсификации рынков сбыта». В этот же день, 22 марта, вице-премьер Аркадий Дворкович провел телефонный разговор с заместителем премьер-министра Турции Мехметом Шимшеком.
Обсуждали введение пошлин на ряд российской продукции. Дворкович отметил, что действия Анкары «противоречат духу и итогам состоявшегося 10 марта в Москве заседания Совета сотрудничества высшего уровня под руководством президентов России и Турции, а также предпринятым за последнее время шагам по отмене целого ряда ограничений в отношении Турции и препятствуют восстановлению полноформатных взаимоотношений». Министр экономики Турции Нихат Зейбекчи объяснил введение пошлин на российскую сельхозпродукцию тем, что это инициатива турецких экспортеров, которые испытывают давление из-за ограничений с российской стороны.
«Они говорят: если мы в Россию не продаем нашу продукцию, то как так получается, что мы продолжаем покупать у них сельхозпродукцию на 1,8 млрд долларов», — заявил Зейбекчи, отвечая на вопросы турецких журналистов.
«Мы с этим ничего не можем поделать», — сказал турецкий министр, тем самым давая понять, что решение принимали не сверху. Односторонние санкции, введенные Россией после того, как Турция сбила российский истребитель в ноябре 2015 года, сильно ударили по турецким сельхозпроизводителям. Даже несмотря на примирение сторон в июне прошлого года и последующие встречи руководства двух стран, санкции с Турции сняты лишь частично. Сразу же был снят запрет на чартеры в Турцию.
В октябре прошлого года после визита Путина в Стамбул на российский рынок были допущены некоторые наименования турецкой сельхозпродукции — так называемые косточковые и цитрусовые. «Российское сельское хозяйство не производит таких продуктов, а поступление на рынок турецких может привести — и мы на это рассчитываем — к снижению цен на эти продукты», — пояснил тогда так свое решение Путин. В декабре Россию посетила турецкая делегация во главе с премьер-министром Бинали Йылдырымом.
Турецкая сторона ожидала, что в ходе визита будут окончательно сняты все оставшиеся санкции, однако этого не произошло. Тогда надежда турецких производителей оставалась на личную встречу Путина с Эрдоганом. Однако и их встреча, прошедшая 10 марта в Москве, ограничилась лишь частичным снятием санкций — российский президент пообещал снять запрет на наем турецких рабочих в России, а накануне визита турецкой делегации правительство РФ исключило из санкционного списка турецкие гвоздику, лук, цветную капусту, брокколи. Турецкие помидоры, огурцы, яблоки и т. д. продолжают оставаться под запретом, а в отношении граждан Турции действует визовый режим.
Турецкие бизнес недоволен происходящим, не раз приходилось слышать упреки со стороны турок в адрес России, что, мол, нормализации российско-турецких отношений в действительности-то и нет никакой. Председатель Торгово-промышленной палаты Анталии Давут Четин в комментарии для турецких СМИ заявил, что от санкций страдает как Турция, так и Россия. «В России цена на помидоры примерно 3 доллара. Мы продаем России наши помидоры за 60 центов. Так что от запрета страдают не только турецкие производители, но в первую очередь российский потребитель, вынужденный платить гораздо дороже». Больше всего российские санкции ударили по производителям турецких помидоров, для которых российский рынок был главным экспортным направлением.
Введение пошлин на российскую пшеницу многие в России и Турции рассматривают как зеркальную меру на все еще действующий запрет на турецкие помидоры. Турция является вторым после Египта покупателем российской пшеницы. За период июль 2016 года — февраль 2017 года она купила 2 млн тонн российской пшеницы. Турецкий политолог Центра российско-турецких исследований Айдын Сезер полагает, что Анкара ввела пошлины на ряд российской сельхозпродукции в отместку за действующее в отношении турецких товаров эмбарго.
По его мнению, это правильный шаг. Однако введение пошлин на пшеницу и другую продукцию нельзя рассматривать только как часть российско-турецкой санкционной войны. Этот шаг вполне логично вписывается в ряд других «недружелюбных действий» со стороны Анкары в последнее время. 18 марта МИД Турции опубликовал заявление по Крыму и крымским татарам. В очередной раз Турция напомнила, что не признает референдум, проведенный 16 марта 2014 года, легитимным, а ситуацию с Крымом считает нарушением международного права.
Анкара также заверила, что продолжит защищать права и интересы крымских татар. За неделю до этого Турция прекратила паромное сообщение с полуостровом, которое было возобновлено в октябре прошлого года. 23 марта МИД Турции вызвал к себе временного поверенного в делах России в Анкаре Сергея Панова. Представитель МИД Турции Хюсейн Мюфтюоглу объяснил причину приглашения так: «Вчера произошел очень печальный инцидент, когда погиб наш военный.
Это очень серьезный инцидент. Поскольку, согласно нашим договоренностям с Россией, территория, находящаяся под контролем повстанцев, относится к ответственности России в вопросе прекращения огня, мы пригласили временного поверенного, и ему было выражено наше серьезное беспокойство». Турецкие СМИ и эксперты негодуют по поводу российской позиции по сирийским курдам.
Накануне приглашения представителя России в турецкий МИД глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что необходимо подключить курдов к переговорам по урегулированию кризиса в Сирии. Анкара рассматривает сирийских курдов как ответвление признанной в Турции террористической Рабочей партии Курдистана и выступает против их участия в сирийских переговорах.
На последней встрече президента России Путина с президентом Турции Эрдоганом в Москве турецкий лидер предложил отказаться от слов «нормализация отношений», аргументируя это тем, что отношения уже и так нормализовались. Однако последние события показывают, что нормализация российско-турецких отношений еще далека от завершения.