Металлургов вынуждают отказаться от отечественного сырья
Украинские меткомбинаты могут отказаться от долгосрочных контрактов с отечественными ГОК на поставку железорудного сырья. Корпорация ИСД и ММК им. Ильича склоняются к мнению, что экономически выгоднее покупать сырье в России.
Мировой рынок железорудного сырья (ЖРС) гораздо инертнее рынка стали. Когда в 2004-2008 гг. металлургическая промышленность стремительно увеличивала объемы производства, производители ЖРС не поспевали наращивать добычу, что приводило к дефициту сырья.
За полгода до масштабного проявления кризисных явлений горнорудные компании преуспевали и почивали на лаврах сверхвысоких цен за всю историю отрасли. Капитализация сырьевых гигантов зашкаливала за сотни миллиардов долларов, и казалось, что впереди еще большая восходящая кривая. Им поддакивали аналитики и подтверждали надежду растущие фондовые котировки. После крутого падения цен на металлопрокат горнорудные компании не пожелали резко сократить добычу. Они старательно поддерживали в медиа уверенность, что сырье не повторит пируэты вслед за стальной продукцией. Но этого не случилось. Теперь для достижения относительной стабильности им приходится идти на серьезные уступки. Это общемировая тенденция. Но есть и отечественные особенности.
Согласно подписанным в декабре 2007 г. трехлетним контрактам, «Метинвест» поставлял сырье на ОАО «Запорожсталь», ММК им. Ильича и предприятия корпорации ИСД. Контрактами предусматривался ежегодный пересмотр цен с 1 апреля с учетом изменения цен на мировых рынках. Но теперь, кажется, эта модель устарела. В первую очередь из-за того, что сырьевики заложили в нее исключительно повышающийся тренд цены.
Но, судя по всему, сейчас российские поставщики имеют шанс вмешаться в украинский пасьянс распределения сфер влияния. Так, на днях ММК им. Ильича заявил о своем намерении требовать от группы «Метинвест», контролирующей основную часть горнорудных компаний страны, дальнейшего снижения цен на железорудное сырье. На ММК сообщили, что в настоящее время импорт аналогичной продукции из России куда выгоднее закупок в Украине.
Меткомбинат в мае намерен инициировать переговорный процесс с производителями ЖРС и настаивать на снижении цен на концентрат. Аргументы у металлургов очень просты — цена железорудного концентрата в настоящее время составляет $42/т, а транспортировка с Ингулецкого ГОК, находящегося под контролем группы «Метинвест», достигает 56,18 грн./т, или $7,3/т. «Таким образом, итоговая стоимость для метпредприятий — $49,3/т»,— констатируют на метпредприятии.
А Лебединский ГОК (Россия) реализует концентрат на границе с Украиной (DAF ст. Тополи) по цене $41/т, а ж/д тариф от ст. Тополи до меткомбината — 42,54 грн./т, или $5,5/т. В результате прямая стоимость концентрата Лебединского ГОК составляет $46,5/т. Но есть еще и эффективная цена (качество продукта, приведенное к его металлургической ценности при справедливой рыночной цене), разница в которой при кажущемся равенстве уровня цен российских и украинских производителей достигает $10/т не в пользу отечественных ГОК.
«Из вышеприведенных цифр видно, что закупать концентрат по существующей цене за тонну у «Метинвеста» менее выгодно, чем в России. Разница — в $2,8 на тонне»,— резюмируют в пресс-службе ММК им. Ильича. И это при том, что реализуемый «Метинвестом» концентрат содержит 63,7% железа, в то время как в аналогичной продукции Лебединского ГОК — 68%. «Таким образом, если цену метинвестовского концентрата привести по железу к лебединскому, то его цена не должна превышать $36,2 за тонну»,— убеждены на ММК им. Ильича. Гендиректор ММК им. Ильича Владимир Бойко настаивает на том, что группе «Метинвест» необходимо снизить стоимость железорудного сырья на ее горнорудных предприятиях до экономически обоснованного уровня — максимум $35/т.
По окончании срока действия долгосрочного контракта корпорация ИСД выбрала иной путь. «Мы пришли к выводу, что в условиях профицита на сырьевом рынке лучшим способом для выбора поставщика является тендер. Он позволяет определить оптимальную цену, качество, объемы и логистику. Такого рода тендер мы впервые провели 5 марта. В конкурсе приняли участие восемь отечественных и зарубежных компаний. Победителем стал поставщик из России»,— сообщил «i» председатель тендерного комитета корпорации ИСД Максим Завгородний.
Отметим, металлурги объективно указывают на низкое содержание железа в отечественном железорудном продукте, который требует больше энергетических и ресурсных затрат для выведения шлаков при производстве чугуна. Не надо также забывать и о том, что, используя низкокачественное отечественное железорудное сырье, металлурги вынуждены увеличивать расход кокса и природного газа при повышенном содержании серы, кремния и фосфора в окатышах.
Как уверяют эксперты, в такой ситуации приходится признать, что украинская товарная железорудная продукция находится на обочине мирового рынка. По рейтингу набора требуемых качеств концентрат отечественных ГОК может быть востребован только с условием стабильно низких цен или в условиях дефицита, как это было ранее. К тому же сейчас стали очевидными ключевые минусы украинской металлургии: отсталые технологии; угли с очень высоким содержанием серы и железная руда с очень низким содержанием железа и высоким содержанием примесей.
В конечном итоге низкие качественные показатели железорудного сырья отражаются на конкурентоспособности украинских меткомпаний и выпускаемой ими продукции. В условиях значительного падения объемов производства и спроса на отечественную металлопродукцию на зарубежных рынках компромисс между отечественными металлургами и рударями актуален как никогда.
Впрочем, у господина Бойко есть свой рецепт. Он предлагает отечественным предприятиям — поставщикам сырья перейти к открытой калькуляции затрат для обоснования отпускных цен ввиду того, что украинские метпредприятия в настоящее время работают с отрицательной рентабельностью.
Но рударей, по всей видимости, прозрачность и открытость отношений с металлургами принципиально не устраивает. Так, по мнению некоторых представителей металлургического рынка, некоторые горно-обогатительные комбинаты, дабы сохранить свои сверхприбыли, в процессе переговоров с металлургами взяли на вооружение иные новаторские подходы. Например, представители Южного ГОК, контролируемого российской Evraz Group и украинским «Смарт-холдингом», относительно снизив цены на основную продукцию — железорудное сырье, пытаются компенсировать свои потери за счет обязательного включения в контракты и завышения цен на вспомогательную продукцию для металлургов.
Что же собирается противопоставить «Метинвест» усиливающейся конкуренции со стороны российских поставщиков ЖРС? Узнать это «i» пока не удалось: в пресс-службе этой компании посетовали на долгие сроки согласования подобных комментариев.
Эксперты же считают, что отечественным рударям все же придется снизить цены на сырье и пересмотреть свое отношение к потребителям в соответствии с условиями рынка. «Украинские компании в состоянии выдержать конкуренцию на внутреннем рынке ЖРС. Поскольку наш рынок открыт, и ввоз сырья не облагается тарифными или другими ограничениями, основной инструмент борьбы с импортом — снижение цены. Почему отечественные поставщики ЖРС не спешат удешевлять продукцию? Это сложный вопрос. Но проблемы со сбытом у них имеются, так как металлурги резко уменьшили потребление сырья, а украинские ГОК нарастили объемы производства»,— сообщил «i» руководитель департамента сырьевых и промышленных ресурсов центра «Держзовнішінформ» Олег Мельник.