Критические замечания премьера и главы Минтопэнерго по поводу завышенной стоимости топлива вылились в новый правительственный эксперимент
Последние критические замечания премьер-министра и главы Минтопэнерго по поводу завышенной стоимости топлива, реализуемого на наших автозаправках, вылились в новый правительственный эксперимент
В конце прошлой недели состоялась встреча крупнейших операторов рынка с профильными чиновниками, предложившими внести коррективы в расчетную формулу розничной цены нефтепродуктов, на которую должен ориентироваться рынок.
Конкретные предпосылки этой инициативы наметились еще в прошлый понедельник. Тогда во время очередного заседания профильной экспертно-аналитичской группы (ЭАГ) при Минтопе был роздан протокол совещания у премьера Юлии Тимошенко, где рассматривался вопрос текущих цен на топливо. В нем было изложено пожелание изменить методику расчета розничной стоимости нефтепродуктов. Поскольку решения такого рода должны согласовываться с нефтетрейдерами, согласно подписанному с ними меморандуму, на конец прошлой недели было назначено специальное заседание секретариата ЭАГ. Кроме представителей участников рынка (ТНК-ВР «Коммерс», «ЛУКОЙЛ-Украина», «Галнефтегаз», «Континиум», «Татнефть», и др.) были приглашены также чиновники из АМКУ, Минэкономики и даже из отдела МВД по борьбе с организованной преступностью.
Предложения чиновников свелись к трем основным моментам. Во-первых, они предложили в формульных расчетах отталкиваться не от мировых котировок нефтепродуктов, а от их фактурной стоимости при расстаможивании. Но такое изменение не нашло поддержки ни у игроков рынка, и у экспертов, поскольку в среднем по году расхождение между мировыми ценами и таможенными составляет не более $10/т. К тому же при ориентации на таможню есть риск субъективного фактора. В итоге этот вопрос отпал, и к нему не возвращались.
Разногласия вызвала также вторая составляющая формулы — цены внутреннего оптового рынка. С одной стороны, признают операторы, устанавливая отпускные цены на НПЗ, все равно ориентируются на мировые котировки, так что можно сказать, что и здесь лучше привязываться только к динамике внешнего рынка. С другой стороны, на отечественные нефтепродукты все еще приходится половина поставок, так что игнорировать внутренние оптовые цены тоже нельзя. Правда, как отмечают эксперты, нет четкой объективной информации о реальных отпускных ценах на заводах. Например, официальные оптовые цены Кременчугского НПЗ, указанные в прайсах, завышены, но при этом сделки по факту заключаются по более низким ценах. В итоге прайсовые цены КНПЗ, которые включаются в формулу, по сути, толкают расчетную розничную стоимость топлива вверх. И чиновники, и операторы рынка в результате сошлись на том, что вместо цен внутренних производителей формула должна ориентироваться на специальный расчет: котировки Platts плюс операционные затраты (переработка, транспортировка, маржа и пр.).
Наиболее спорным пунктом, который так и не нашел решения, оказалось предложение делегированных чиновников отказаться от дифференциации такой статьи в рентабельности, как расходы на инвестирование. Сейчас инвестсоставляющая (за счет которой автозаправщики расширяют бизнес, берут кредиты и т.д.) занимает около 40 коп./л. По мнению чиновников, нигде в мире не практикуют такого расчета — все участники рынка ведут финансирование своих проектов из собственной прибыли. А отечественные игроки, получается, свою «прибыль куда-то девают», а развиваются за счет инвестиционной «надбавки». Это утверждение вызвало негодование тех отечественных заправщиков, которые сейчас активно инвестирую в расширение своего бизнеса, привлекая кредиты. Среди них «Галнефтегаз» (сеть АЗС «ОККО»), который использовал немало заемных средств, чтобы довести число своих заправок до почти трех сотен: «Инвестиционная составляющая должна быть обязательно включена в формулу. Без нее невозможно развитие бизнеса»,— уверен гендиректор концерна «Галнефтегаз» Юрий Кучабский. Его поддерживают в ТНК-ВР «Коммерс»: «Инвестсоставляющая, которая есть в формуле, предусматривает возмещение затрат на строительство АЗС в течение семи лет — то есть в среднесрочной перспективе. Если кто-то сможет предложить более прозрачный и понятный индикатор, то, безусловно, эксперты его поддержат».
По словам главы UPECO Сергея Куюна, претензии чиновников отчасти справедливы, поскольку формула не учитывает того, что разные компании использую разные модели работы: «Кто-то постоянно строит новые комплексы, а кто-то сидит на том, что имеет, и получает право на ту же долю рентабельности». По мнению эксперта, в условиях кризиса вряд ли кто решится наращивать обороты и привлекать новые заемные средства, но заправщикам ведь нужно расплачиваться за старые кредиты. В целом же за упразднением инвестстроки участники рынка подозревают желание правительства в будущем использовать это как рычаг снижения цен на те же 40 коп./л, аргументируя тем, что 12-14% «просто» рентабельности — слишком много.
Окончательное решение по изменению формулы должно быть вынесено вначале этой недели, но не позже 3 марта, на которое назначено итоговое совещание у премьера по этому вопросу.