«i» проанализировали некоторые факты, которые могут стать основанием для того, чтобы окончательно отнять у НКРС, «Укрчастотнадзора» и «Укртелекома» независимость
Олег Проживальский не ответил на один из самых важных вопросов, которые беспокоят рынок: «Возможно ли в ближайшее время переподчинение Минтранссвязи НКРС, «Укрчастотнадзора» и «Укртелекома»?» От ответа на данный вопрос воздержались и в упомянутых структурах.
«i» проанализировали некоторые факты, которые могут стать основанием для того, чтобы окончательно отнять у НКРС, «Укрчастотнадзора» и «Укртелекома» независимость.
Кадровый взлом НКРС
Деятельность НКРС была заблокирована кадровыми постановлениями правительства и президента. Теперь заинтересованные лица могут говорить о неспособности комиссии к самостоятельной работе и необходимости контроля. Можно развить тему скандалов с операторами. Можно сказать, что НКРС приносит недостаточно денег в бюджет. Например, согласно финансовому плану, комиссия должна была заработать в прошлом году на выдаче лицензий 330 млн. грн., а получила почти в три раза меньше.
В самой комиссии объясняют недоработку плана поступлений тем, что сумма поступлений от выдачи лицензий напрямую зависит от количества поданных компаниями заявок и принятых по ним решений НКРС. «Поэтому размеры соответствующих поступлений не должны планироваться на общих условиях. Но при формировании доходной части проекта бюджета на 2007 г. соответствующие предложения НКРС Минфином не были учтены»,— сказали в НКРС.
«Укрчастотнадзор» оставил мобилки без надзора
К деятельности «Укрчастотнадзора» (создан в 1996 г. и отвечает за использование радиочастотного ресурса государства) тоже можно найти немало претензий. Так ведомство не первый год борется с проблемой лицензирования терминалов. Недавно «Укрчастотнадзор» таки начал выдавать учетные марки для маркировки импортируемых мобильных телефонов. По данным центра, 92% всех телефонов, начиная с 2004 г., завозились нелегально. И государство может ежегодно терять на нелегальных поставках мобильного оборудования более 1 млрд. грн.
«Укрчастотнадзор» второй раз пытается маркировать телефоны, но вопрос с сертификацией аппаратов еще далек от окончательного решения. Ритейлерам пока необязательно наклеивать марки на ввозимую продукцию. Кроме того, новый порядок ввоза продукции обжалован в суде, постановившем ввести ограничительную меру, и отсрочил официальное принудительное начало маркировки.
Также НКРС и центр «Укрчастотнадзор» тесно связаны между собой. Переподчинение комиссии предполагает и переподчинение центра.
За «Укртелеком» скажут убытки
В работе «Укртелекома» тоже можно найти немало поводов, чтобы признать компанию несамостоятельной. В частности, согласно предварительным неаудированным финансовым результатам за прошлый год, чистая прибыль компании составила 267,19 млн. грн. Это на 42,9% меньше, чем за 2006 г. «Укртелеком» закончил последний квартал прошлого года с убытком 3,75 млн. грн., а за аналогичный период позапрошлого года компания получила чистую прибыль в размере 285,49 млн. грн. при почти одинаковом показателе чистого дохода за этот период.
Заинтересованные в операторе структуры могут не без оснований говорить, что спасти ситуацию может только вмешательство в менеджмент компании. Кроме того, в «Укртелекоме» сегодня нерационально используется человеческий ресурс — около 120 тыс. человек, которые сейчас работают на предприятии, смогут обслуживать два «Укртелекома».
Как взаимодействовали НКРС и «Укртелеком»
НКРС была создана в 2004 г. как независимый регулятор в области телекоммуникаций. Круг полномочий НКРС достаточно широк: распределение радиочастотного и номерного ресурсов, выдача лицензий, проведение конкурсов и т. д. В отличие от российской госкомиссии по радиочастотам, НКРС не находится в прямом подчинении у Минтранссвязи, а члены комиссии не являются представителями органов исполнительной власти.
На первых парах комиссия сделала много положительного для отрасли: удовлетворила несколько тысяч заявок на использование радиочастот, годами лежавших без рассмотрения, прекратила дискриминации сотовых операторов стандарта CDMA-800 и др. Но в то же время деятельность комиссии сотрясали скандалы: НКРС не смогла продемонстрировать полную независимость от правительства и по поручению премьера Юлии Тимошенко без конкурса выдала лицензию на частоты под UMTS — технологию 3G — «Укртелекому», отказав в аналогичных лицензиях сотовым операторам. Наверное, компания «Киевстар» сегодня в какой-то мере имеет основание требовать от госрегулятора лицензию через суд. Без конкурсов был выдан и ряд частот в диапазонах, пригодных для использования технологии WiMax.
В 1993 г. была разработана концепция развития телекоммуникаций Украины, на основе которой правительство утвердило комплексную программу создания единой национальной системы связи. Для более эффективного управления отраслью связи была произведена ее реорганизация. Министерство связи приняло радикальное решение о разделении систем связи на две отрасли — почту и электросвязь — и создании на основе государственных предприятий связи двух объединений — «Укрпочта» и «Укртелеком» (до 1994 г. — «Укрэлектросвязь»). На «Укртелеком» были возложены функции и полномочия национального оператора электросвязи в Украине.
Во время создания «Укртелекома» в его состав входили семь структур: предприятие международной и междугородней связи и телевидение «Укртек», «Киевский телеграф», киевская городская радиотрансляционная сеть, центр информационных технологий, государственный институт по разведыванию и проектированию средств и сооружений связи «Укрсвязьпроект», государственный институт по проектированию средств и сооружений связи «Днепрсвязь» и «Закарпаттелеком».
Следующим выдающимся шагом стало присоединение в январе 1995 г. еще 22 областных, крымского республиканского и севастопольского госпредприятий электросвязи. К концу 1995 г. было создано и включено в состав объединения госпредприятие «Укрсвязьспутник». Последним в состав «Укртелекома» вошел «Днепртелеком» в январе 1996 г.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Андрей Милиневский,
генеральный директор компании
«Голден Телеком»:
— На мой взгляд, Украине нужен независимый регулятор, но это не предполагает переподчинение НКРС Минтранссвязи. Регулятор, напротив, должен получить больше полномочий, чтобы он был в состоянии решать вопросы, связанные со взаимодействием операторов на рынке, определением ставок на интерконнект и так далее. Переподчинение НКРС профильному министерству противоречит идее ее создания как самостоятельного органа.
Что касается «Укртелекома», мы поддерживаем идею Кабмина по приватизации этого предприятия в текущем году. Другой вопрос, кто будет продавать компанию. На наш взгляд, это должно быть наиболее независимое ведомство. В настоящее время под такое определение больше подходит ФГИ, чем Минтранссвязи. Кроме того, до приватизации «Укртелекома» необходимо принять ряд законопроектов, которые бы закрепляли возможность других операторов рынка сотрудничать с монополистом фиксированной связи во главе с его новыми владельцами на честных и прозрачных условиях.
Олег Соболев,
исполнительный директор ассоциации участников рынка беспроводных сетей передачи данных Wireless Ukraine:
— На встрече участников рынка с министром транспорта и связи Иосифом Винским, которая состоялась после его назначения, высказывалась основная мысль относительно рынка телекоммуникаций: профильное министерство практически не уделяет внимания вопросам связи. При том, что эта отрасль, если я не ошибаюсь, дает около 8% ВВП и является одной из стратегических. Министр тогда с этим согласился.
Вопрос в том, как наладить взаимодействие между государством, его регулирующими органами и коммерческим сектором. Я надеюсь, что всевозможные переподчинения в отрасли направлены на улучшение взаимодействия — чем проще система управления, тем она эффективнее. Винский на встрече посоветовал нам сажать на голову как можно меньше чиновников. В этом я с ним полностью согласен. Если существует очень много регулирующих органов, то принять какое-либо важное решение становится почти невозможно.
Что касается переподчинения «Укртелекома», то мой прогноз такой: эта компания в ближайшее время будет куплена крупными российскими бизнесменами. Естественно, они так или иначе стараются сейчас влиять на государственную политику Украины. И это хорошо. Западный бизнес, в том числе американский, у нас постепенно теряет силу в связи со многими объективными обстоятельствами в мире.