ГП «Украинский государственный центр радиочастот» («Укрчастотнадзор») начало выдавать учетные марки для маркировки мобильных телефонов, которые ввозятся в Украину из-за рубежа
Вчера стало известно, что ГП «Украинский государственный центр радиочастот» («Укрчастотнадзор») начало выдавать учетные марки для маркировки мобильных телефонов, которые ввозятся в Украину из-за рубежа.
Ведомство борется с проблемой лицензирования терминалов уже не первый год. По данным «Укрчастотнадзора», 92% всех телефонов, начиная с 2004 г., завозились в страну нелегально. Участники же рынка отмечают, что сейчас серому импорту принадлежит только 20%. Государство может терять на нелегальных поставках мобильного оборудования более 1 млрд. грн. ежегодно.
Маркировка телефонов проводится с целью предотвращения их незаконного ввоза. Учетные марки бесплатно предоставляются вместе с разрешительными документами на ввоз телефонов и наносятся импортерами или их реализаторами на упаковку.
Начальник информационно-аналитического сектора «Укрчастотнадзора» Александр Бондаренко отметил, что над введением этой ограничительной меры центр работал более трех лет. «После окончания установленного законодательством переходного периода продажа немаркированных мобильных телефонов будет запрещена»,— подчеркнул он. Тем не менее аналитик GfK Ukraine Антон Шкляр говорит, что «Укрчастотнадзор» уже второй раз пытается маркировать телефоны, но вопрос с сертификацией аппаратов еще далек от окончательного решения.
По данным центра «Укрчастотнадзор», за период с 2004 г. по конец 2007 г. (три квартала) на украинский рынок из-за рубежа было завезено около 37 млн. мобильных телефонов, из которых легально (с выплатой всех сборов) было поставлено только чуть более 3 млн. «Из-за этого в прошлом году и почти каждый год в госбюджет недопоступает от 1 до 1,5 млрд. грн.»,— подчеркивает господин Бондаренко.
Стоит отметить, что данные «Укрчастотнадзора» по завезенным терминалам не совпадают с данными GfK Ukraine по реализованным терминалам за одно и то же время. По информации GfK Ukraine, в прошлом году конечному потребителю было продано 8,6 млн., в 2006 г. — 9,6 млн., в 2005 г. — 6,5 млн. аппаратов. По информации «Укрчастотнадзора», за третий квартал 2007 г. было завезено 5,75 млн. устройств, в 2006 г. — 12,6 млн., в 2005 г. — 10 млн. Такая разница могла появиться по двум причинам: или не все импортируемые терминалы продаются в Украине, или кто-то ошибся в подсчетах.
Исходя из того, что десятка крупнейших розничных сетей сотового ритейла («Евросеть», «Мобилочка», «Алло» и т.д.) занимает 28% рынка, можно предположить, что даже большие сети могут продавать серый товар. Ведь из статистики «Укрчастотнадзора» следует, что только 8% телефонов было завезено легально за последние четыре года.
Специалист по связям с общественностью «Мобилочки» Татьяна Филиппович заявила, что компания закупает товар в Украине у дилеров и не имеет дела с импортом непосредственно. Однако господин Шкляр утверждает, что обычно у поставщиков мобильных терминалов есть свои розничные сети.
Управляющий директор украинского филиала компании «Евросеть» Денис Хрусталев обращает внимание на то, что крупным ритейлерам в Украине сложно конкурировать с мелкими продавцами, реализующими небольшие объемы продукции. «Большие сети, работающие по-белому, будут в выигрыше от нововведения «Укрчастотнадзора»,— говорит он. В 2006 г., по оценкам компании «Евросеть», доля серого рынка составляла около 40%. В начале 2008 г. она составляет около 20%. «Хотелось бы, чтобы к концу года этот показатель сократился как минимум до 10%»,— резюмирует господин Хрусталев.
В России аналогичная ситуация была до августа 2005 г., когда рынок сотовых телефонов потряс скандал, связанный с арестом на таможне крупной партии товара. До этого розничные продавцы не занимались импортом телефонов — это делали их партнеры. Действовавшие ранее схемы поставок не подразумевали участия ритейлеров. Ответственность за прохождение таможни реально не несли ни производитель, ни ритейлер. За это отвечал импортер, который при использовании серых схем поставок, как правило, оказывался фирмой-однодневкой. Введение новых правил способствовало активному переходу компаний-импортеров на работу по белым схемам.