За шесть месяцев, прошедших с момента вторжения России в Украину тысячи людей были убиты, миллионы остались без крова, а в мире возникла самая сильная напряженность между Востоком и Западом со времен холодной войны.
Это также привело к серьезным потрясениям на мировых финансовых рынках, о чем свидетельствуют приведенные ниже графики.
ОПАСЕНИЯ РЕЦЕССИИ
Рецессия в Европе теперь кажется почти неизбежной, поскольку цены на газ, критически важный для домохозяйств и промышленности, только с июня выросли более чем в три раза из-за опасений, что Россия прекратит его поставки, что может привести к необходимости ограничивать энергопотребление в некоторых странах.
Однако Европейский центральный банк, Банк Англии и другие центральные банки полны решимости подавить инфляцию, вызванную ростом цен на энергоносители, даже если повышение процентных ставок еще больше ударит по домохозяйствам и компаниям, борющимся с растущими расходами.
ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Сельскохозяйственные рынки колебались после вторжения, но с тех пор оказались удивительно гибкими. Пшеница и кукуруза – ключевые экспортные товары Украины и России – после первоначального взлета цен резко упали, а главный источник дохода Москвы – нефть – сейчас стоит меньше, чем в начале вторжения.
ИНФЛЯЦИОННОЕ СЕРДЦЕБИЕНИЕ
Резкий рост цен на энергоносители и продовольствие в сочетании с напряженностью цепочки поставок после пандемии привели к тому, что темпы инфляции во всем мире достигли уровня, который в последний раз наблюдался в 1970-х годах. Это повлекло за собой масштабные последствия для рынков облигаций, особенно там, где стоимость займов резко возросла, а опасения по поводу дефолта усилились.
ЕВРО ПОДЕШЕВЕЛ
В этом году курс евро упал более чем на 12%, что больше, чем за любой сопоставимый период за годы, прошедшие с момента его введения в 1999 году. Это отражает мнение, что дальнейшее сокращение поставок российского газа особенно сильно ударит по основным странам еврозоны, которые зависят от него, таким как Германия и Италия.
НЕХВАТКА ГАЗА
Потоки российского газа по основным трубопроводам в Европу сократились примерно на 75% с начала года, что вызвало обвинения со стороны ведущих европейских политиков в том, что Москва использует свои природные ресурсы в качестве оружия.
Россия отрицает преднамеренность этих сокращений, но сам факт, что они происходят, а также то, что до вторжения ЕС зависел от России на 40% в поставках газа, привели к росту цены на газ до 270 евро/МВтч с менее чем 50 евро/МВтч в это время в прошлом году.
НЕУДАЧНИКИ
Зависимость Германии и Италии от России сделала их фондовые рынки одними из худших в мире. Близкие к боевым действиям страны, включая Польшу и Венгрию, также увидели, как их акции и валюты. Облигации стран с высокими счетами за импорт газа и пшеницы тоже пострадали.
ХИМИЯ И АВТОЗАПЧАСТИ
Акции химических компаний испытали самое сильное падение после вторжения, поскольку природный газ играет ключевую роль в их производственном процессе. Производители автозапчастей также сильно пострадали, отчасти потому, что Россия была крупным рынком для таких компаний, как VW и Mercedes, а также из-за того, что Украина и Россия также были поставщиками.
“Европейские химические компании переживают не лучшие времена”, — сказал аналитик Mirabaud Уильям Милехэм. “Имели место остановки производства, а дискуссии о потенциальном рационировании газа в последнее время сильно ударили по ценам на их акции”.
ВОЛАТИЛЬНЫЕ ВРЕМЕНА
Индикаторы волатильности на рынках – от акций и облигаций до нефти и курса евро к доллару – взлетели после вторжения 24 февраля, а затем понеслись вниз. Но в этом месяце они снова подскочили, поскольку опасения по поводу энергоносителей и рецессии снова усилились.
ПАДЕНИЕ РЕЙТИНГОВ
С конца февраля война упоминалась в качестве фактора почти в 250 случаях снижения кредитных рейтингов S&P Global или ухудшения прогноза. На долю российских заемщиков пришлось более половины из них, но рост цен на энергоносители и стоимости заимствований означает, что последствия будут распространяться все шире.
Украина не смогла погасить обязательства по долговым обязательствам, поскольку война разрушила ее экономику и финансы. Но страна смогла реструктуризировать свои внешние долговые обязательства.
На этом фоне санкции привели Россию к первому за последние десятилетия дефолту по суверенному долгу, а корпоративные долги страны остались непогашенными на сумму более 25 миллиардов долларов.
КОРПОРАТИВНЫЙ ИСХОД
Крупные бренды от Nike и Coca-Cola до IKEA и Apple входят в число более 1000 мировых компаний, которые ушли из России или обнародовали планы по сокращению своей деятельности в стране, согласно списку, составленному исследователями из Йельского университета.
Их активы исчисляются миллиардами долларов. Но другие компании либо остались, либо сохранили в России, по их словам, важные или непродаваемые части своего бизнеса.
“Мы никогда не видели ничего подобного в истории экономики”, — сказал Джеффри Зонненфельд, старший помощник декана по изучению лидерства в Йельском университете, который руководил проектом.