В Киеве стартовал пятнадцатый фестиваль «Новое британское кино».
Если для обычных кинозрителей словосочетание «новое британское кино» мало чем отличается от, например, «немецкого кино» или «итальянского кино», то для людей, хотя бы немного знающих историю кинематографа, это три слова — нечто вроде слогана, обозначающего неожиданный, быстрый и феноменальный успех.
В самом деле, еще в 80-е годы прошлого века британское кино ютилось где-то на задворках европейского кинематографа. Были, конечно, и исключения — британским режиссерам время от времени удавались острые социальные драмы. (Их, кстати, любил покупать за показ «язв капитализма» советский кинопрокат, безжалостно при этом уродуя. Так, например, поступили в свое время с великолепной комедией Линдсея Андерсона «О, счастливчик!», из которой вырезали несколько десятков минут экранного времени).
Ну и Альфред Хичкок, конечно, возвышался одинокой вершиной среди своих коллег. Но в целом британское кино оставалось скучноватым как тематически, так и по своей стилистике, напоминая зрителям миф о лондонском тумане, делающим все вокруг однообразным и серым.
Однако в середине 90-х годов случилось чудо — и британское кино буквально за несколько лет стало одним из лучших, если не лучшим, в Европе. (На самом деле у этого «чуда» была законодательная подоплека, но об этом чуть позже). В том числе — и с формальной точки зрения.
Так, британские кинорежиссеры, до этого любившие статичные мизансцены, все как один начали снимать движущейся камерой, имитируя репортажные киносъемки. И британские актеры, до этого сдержанные как подлинные джентльмены и леди, вдруг стали вести себя в кадре не менее бурно, нежели французы и итальянцы.
В результате оказалось, что британская сдержанность, как и лондонский туман — не более, чем миф, а темпераменту британского кинематографа может позавидовать как любой европейский, так и американский. (Кстати, Голливуд активно это использует, постоянно приглашая на работу британских кинорежиссеров).
Что осталось у «нового британского кино» от прежнего британского, так это остросоциальная направленность. Вот и в этом году фестиваль открыла социальная драма «Суфражистка» с Кэри Маллиган в главной роли. Любители кино помнят Кэри прежде всего за ее блестящую игру в роли юной и наивной англичанки-провинциалки пятилетней давности фильме «Воспитание чувств».
С тех пор она повзрослела, набралась актерского опыта и может с равной степенью достоверности изобразить как юную наивность, так и взрослую решительность. Постепенный переход от первого ко второму, от безответной прачки к политической террористке, и происходит с ней на протяжении фильма, который рассказывает о движении за эмансипацию женщин, набравшего силу в Британии в начале прошлого века.
Суфражистки в классическом понимании этого слова — это женщины, боровшиеся в начале прошлого века за равные избирательные права с мужчинами. Однако в фильме сухой термин обрастает плотью и кровью. Причем кровью — в буквальном смысле этого слова. То крыло движения суфражисток, которое равнялось на Эмилию Пэнкхорст (в фильме ее играет самая титулованная актриса современности Мэрил Стрип), перешло от мирных демонстраций, жестоко (насколько жестоко — впечатляюще показано в фильме) разгоняемых полицией, к организации взрывов на улицах. Соответственно, и героиня Маллиган становится из примерной и рядовой матери и жены политическим бойцом, расплачивающейся за идею потерей семьи.
Излишне говорить, что и Маллиган, и Стрип играют в фильме блестяще. Но стоит добавить, что еще одну из главных женских ролей в «Суфражистках» на таком же высочайшем уровне отработала не менее знаменитая Хелена Бонэм Картер, которая, кажется, по плечу любая роль — от самой экстравагантной до вполне реалистической. К этому надо добавить еще и отличную работу оператора и художника-постановщика, воссоздавшего на экране Лондон начала ХХ века. Причем настолько реалистично и в таких масштабах (особенно это впечатляет на большом экране), что кажется — съемки действительно происходили почти сто лет назад.
На столь же высоком уровне сняты и остальные фильмы фестиваля. Мелодрама-антиутопия «Лобстер» рассказывает об истории любви, которая разворачивается в недалеком фантастическом будущем, где не разрешается жить в одиночестве. Одиночек арестовывают и отправляют в специальное заведение, где они обязаны в течение полутора месяцев найти себе пару. А тех, кто этого не сделает, превращают в животных. Если «Лобстер» получил приз жюри Каннского кинофестиваля этого года, то мелодрама «45 лет» — «Серебряных медведей» Берлинского кинофестиваля за лучшую мужскую и лучшую женскую (награждена легендарная Шарлота Рэмплинг) роль.
Биографическая драма «Зажигая звезды» пока не может похвастаться столь престижными призами, но зато компенсирует это двумя, не сочтите за каламбур, звездами — своим главным героем, культовым британским поэтом Диланом Томасом (в глазах англосаксонского читательского мира у него давно уже статус небожителя) и играющем другого героя Элайджей Вудом, которого представлять не надо. Действие фильма происходит в Нью-Йорке 50-х годов.
В жанре ретро снята и комедия «Леди в фургоне» про еще одну знаменитость, эксцентрическую лондонскую бабушку, по-нашему — почти бомжа, которая прожила в своем фургоне, который припарковала на одной из лондонских улиц, 15 лет. И стала не только местной достопримечательностью, но и героиней пьесы Адама Беннета, напротив окон которого припарковалась, пообещав недовольному драматургу уехать через три месяца, но обещание не сдержала.
Под конец, как и было обещано, о том, чем британский кинематограф обязан столь впечатляющему рывку. Для начала одна цифра — годовой бюджет государственного Британского Совета кинематографии составляет около одного миллиарда долларов. Задача Совета, созданного в 1999 г. — распределять эти средства для развития национальной киноиндустрии и лоббировать принятие налоговых льгот для британских кинопроизводителей и кинодистрибуторов.
С апреля 2006 г. создатели высокобюджетных британских фильмов могут претендовать на компенсацию 16% затраченных на их производство средств, а малобюджетных — на 20%. И эти льготы распространяются не только на британских, но и на иностранных инвесторов.
Дело только за тем, чтобы кинопродукция была признана британской. Для этого разработана шкала из 42 пунктов, по которой рассчитывается, насколько «британским» является тот или иной фильм. Для получения налоговой льготы нужно набрать 16 пунктов из 42 возможных. Так, например, если фильм снимается на британской Pinewood, он получает сразу девять пунктов. Ведь государство заинтересовано в том, чтобы крупнейшая в Европе киностудия с 18 съемочными площадками была максимально загружена.
В результате счастливый союз логичного государственного бизнес-мышления в сфере искусства и индивидуальной творческой целеустремленности британских кинематографистов каждый год приносит впечатляющие плоды.
Автор Сергей Семенов