Фигурным катанием он начал заниматься с пяти лет. В четырнадцать — стал чемпионом СССР среди юниоров. Трижды завоевывал титул чемпиона Европы по фигурному катанию в мужском одиночном катании, а в 1992 г. украинец Виктор Петренко стал чемпионом мира и одержал победу на Олимпийских играх-1992.
Вопрос: Виктор, кого бы Вы назвали величайшими фигуристами второй половины ХХ века?
Ответ: Из женщин — безоговорочно, Ирина Роднина. Все ее выигранные Чемпионаты мира и три олимпийских медали я приравниваю к подвигу. Из мужчин — американец Скотт Хамильтон, олимпийский чемпион 1984 года и четырехкратный чемпион мира. В свое время он стал примером для подражания молодежи, популяризовав фигурное катание. Несмотря на две перенесенные операции по удалению раковых опухолей, он вернулся на лед, что, бесспорно, достойно уважения.
В: Кто из фигуристов нового поколения может претендовать на то, чтобы остаться в анналах истории фигурного катания?
О: Евгений Плющенко, завоевавший медали на трех Олимпиадах. Быть всегда на уровне очень тяжело, это я знаю по своему личному опыту.
В: Правда, что внедрение новой системы судейства повлекло за собой потерю зрителей и телезрителей?
О: Да, сейчас высвечивается на табло лишь итоговая сумма баллов. Не ясно, откуда она взялась, и кто из судей поставил максимальные или минимальные оценки. Отныне только профессионалы могут понять решение судей. Раньше зрители тоже мысленно участвовали в процессе оценивания, ликуя оценкам 5,9, 6,0 и негодуя баллам ниже 5,8. Я бы вернул оценивание хотя бы за артистизм по старой шкале.
В: Как давно Вы занимаетесь тренерской деятельностью?
О: Уже несколько лет помогаю моей теще Галине Змиевской тренировать молодежь. Первый мой серьезный педагогический опыт — с Джонни Вейром, завоевавшим ряд медалей на разных соревнованиях.
В: Почему бывшие советские тренера взращивают, преимущественно, зарубежных звезд?
О: Ну почему, у нас интернациональные ученики: чемпионки Украины, России и США. Могу похвастаться, что с Галиной Змиевской мы воспитали чемпионку Украины Наталью Попову. Ей сейчас 21 год, и она весьма перспективная фигуристка-одиночница.
В: Правда, что зарубежные спортсмены более трудолюбивы и усердны в спорте, нежели постсоветские?
О: Все индивидуально. В моей тренерской практике не было такого, чтобы я разорвал контракт из-за недостаточного усердия подопечного. Слабые сами уходят, не выдерживая огромных физических нагрузок. Мы с Галиной Змиевской в тренера ни к кому не навязываемся. Когда к нам попросился Джонни Вейр, мы поставили ему условие: строгая дисциплина и выполнение всех указаний тренеров. Он очень трудолюбивый юноша. Даже сам выучил русский язык.
В: Что легче: выйти на лед и откатать на соревнованиях программу или подготовить к чемпионату хорошего спортсмена, научить его своим умениям?
О: Чувствую, что стоять у бортика сложнее, нежели кататься самому. Фигурист сам на льду контролирует ситуацию, а тренер в этот момент может только сопереживать, но помочь — увы. Поэтому, на репетициях тренер максимально оттачивает все элементы ученика. Не могу сказать, какой труд тяжелее: везде свои плюсы и минусы.
В: Исходя из собственного опыта, какой элемент в фигурном катании самый труднодоступный и тяжело постигаемый?
О: У каждого спортсмена есть свой любимый и нелюбимый элемент. Раньше прыжок аксель в три с половиной оборота я исполнял с удовольствием и легкостью, а тройной риттбергер (реберный прыжок) после нескольких падений попал в немилость.
В: Почему украинские фигуристы на соревнованиях мирового уровня постоянно оказываются в конце турнирной таблицы?
О: В Украине всегда была масса талантливых спортсменов. Но у нас не развита материально-техническая база, не строятся новые катки, соответственно, нет тренерских кадров. Это отставание и сказывается. Талантливая молодежь, которая появляется, уезжает работать за границу. Там для спортсменов созданы более приемлемые условия для тренировок. Наши фигуристы порой обращаются за помощью к иностранным специалистам, и это говорит о недостатке тренерских кадров в Украине. Вернее, тренеры есть, но либо они еще до конца себя не реализовали, либо остановились на достигнутых результатах. И пока украинская Федерация фигурного катания не начнет прислушиваться к мнению и советам профессиональных спортсменов и тренеров, фигурное катание Украины будет в полном загоне и разрухе.
В: А почему Вы стали именно одиночником? Никогда не хотелось стать в пару?
О: Вначале детей всегда отбирают в одиночное катание, а затем уже, по мере их развития (степень вращений, высота прыжков) определяют в разные группы. Но я никогда не стремился кататься с партнершей, все элементы хотелось делать самому.
В: Правда, что одиночное катание намного сложнее парного: в последнем за счет подкруток остается меньше времени на исполнение элементов?
О: Существует негласное мнение, что элита фигурного катания — именно одиночники. Далее, по уровню сложности идут пары и танцевальные дуэты.
В: Кому в мире фигурного катания легче добиться успеха: мужчинам или женщинам?
О: И в мужском и женском катании достаточно жесткая конкуренция. К примеру, женщины уже делают прыжки в три оборота и почти приблизились к уровню мужчин — прыжкам в три с половиной оборота. К тому же, фигурное катание в последние годы очень помолодело.
В: Весь мир наслышан о советской школе фигурного катания. Существует ли украинский аналог?
О: Был, но с уходом специалистов растворился. Сейчас у нас нет ярких представителей такой школы. Я себя считаю выходцем из одесской школы фигуристов
В: Галина Змиевская предпочитает советскую классическую форму преподавания. Вы, как ее ученик, придерживаетесь такой же позиции?
О: Классические постановки всегда были базовыми и очень хорошо воспринимаются публикой разных стран. Музыка, выбор костюма и элементов программы — все должно быть сбалансировано. Но основное — это техника, скольжение, стиль катания фигуриста, остальное — лишь антураж.
В: Что важнее для фигуриста — пластичность, прыжки, вращения?
О: Абсолютно все. Если спортсмен только пластичен, но не показывает высоту прыжков — он никогда не будет чемпионом и наоборот. Хотя, эти элементы и оцениваются по разной бальной шкале. Вообще, пластике можно обучить, но без прыжков и техники спортсмен не удостоится пьедестала почета.
В: Вам никогда не хотелось открыть свою школу фигурного катания, как бывший немецкий чемпион-одиночник, а ныне известный тренер Инго Штойер?
О: У нас в стране такая система не рентабельна, поэтому мы с Галиной Змиевской работаем эксклюзивно. Имея школу, надо будет отвлекаться от спортивных вопросов на организаторские, что сильно мешает основному занятию. К примеру, в США нет школ фигурного катания.
В: Почему спортсмены, едва завоевав медали, уходят в профессионалы?
О: Наверное, потому, что достигли желаемой цели и вершин. Вообще, фигурное катание — единственный вид спорта, где есть градация «любители-профессионалы». Сейчас уже не проводятся профессиональные Чемпионаты мира, но я еще успел принять в них участие. Теперь фигуристы после окончания карьеры в любительском спорте уходят работать в ледовые шоу.
В: Они стали модными, да. Но так ли популярно фигурное катание сегодня, благодаря подобным развлекательным мероприятиям, как это было во времена СССР?
О: Фигурное катание всегда было интересно обществу. Большой толчок к популяризации этого вида спорта дало театрализованное шоу Ильи Авербуха «Ледниковый период». Сейчас многие родители хотят отдать своих детей в фигурное катание. Но все эти благие начинания доходят до определенного уровня и натыкаются на тупик, потому что даже в Киеве отсутствуют нормальные спортивные базы и высококвалифицированные специалисты-тренера.
В: Реально ли в Украине сделать ледовое шоу, наподобие российских «Звезд на льду» и «Ледникового периода»?
О: Одно время этот вопрос обсуждался с каналом «1+1», но когда руководство канала подсчитало расходы, оно решило, что дешевле закупать русскую продукцию.
В: Участие в подобных шоу в паре с актерами и певцами для фигуристов — это ли не шаг назад в спортивном развитии?
О: Помимо финансовой заинтересованности, участие в коммерческих ледовых шоу популяризует и самого фигуриста. Я участвовал в одном из таких проектов — «Танцы на льду» в паре с молодой российской актрисой Ириной Лачиной, но пришлось уйти из-за организаторов-дилетантов. Имея шикарный состав тренеров, проект, по сути, провалился.
В: Вы имели опыт выступления в зарубежных ледовых шоу. Чем их формат отличается от российских и насколько они конкурентоспособны?
О: Я двадцать лет проработал в американском проекте «Champions of the ice» — одном из известнейших мировых шоу на льду. Такого формата не было ни в Европе, ни в России. Сейчас подобные российские действа ничем не уступают зарубежным: с привлечением акробатов, живой музыки. Очень важен состав спортсменов. Когда катаешься на одном льду со Стефаном Ламбьелем, Брайаном Бойтано, Евгением Плющенко либо канадским четырехкратным чемпионом мира Куртом Браунингом — чувствуешь неимоверный подъем сил и огромнейший интерес.
Сейчас я часто в ледовые туры не езжу, поскольку занимаюсь тренерской работой. Но не представляю, как я буду жить без финального поклона зрителям и аплодисментов. Ведь это как наркотик… Понимаю, что скоро придется отказаться от выступлений даже в развлекательных шоу, но я всячески оттягиваю этот момент.
В: Есть ниша, в которую Вы могли бы уйти, кроме тренерской работы? К примеру, российский фигурист Антон Сихарулидзе ушел в политику, а Олимпийские чемпионы Илья Авербух и Алексей Ягудин – снимаются в кино. Еще можно заняться бизнесом…
О: Я — дилетант в политике и не стесняюсь этого. Я не против того, что мои коллеги снимаются в кино, но этому ремеслу нужно долго учиться. У меня есть небольшой опыт съемок в телефильме о фигурном катании. Могу сказать, что сам процесс мне понравился. Но ради карьеры актера я не брошу фигурное катание, которому отдал сорок лет своей жизни. Что касается бизнеса, то там нужно быть знающим человеком, иначе в эпоху кризиса очень быстро можно обанкротиться. А вообще, надо делать только то, что хорошо умеешь и в чем разбираешься.
В: Сегодняшнее фигурное катание — это политика, спорт, развлечение или бизнес?
О: Соревнования – это, прежде всего, спорт. Но фигурное катание было, есть и будет субъективным, то есть восприниматься на уровне «нравится – не нравится».