Монументальное полотно Владимира Маковского «Ярмарка (Малороссия)», написанное художником в 1885 г. и получившее сенсационную предварительную оценку в 1,5-2 млн. фунтов стерлингов, станет топ-лотом «Русских торгов» аукционного дома Bonhams, намеченных на 28 ноября.
Впрочем, в такой высокой оценке картины Владимира Маковского нет ничего удивительного. Ведь этот художник знаменит тем, что ему практически нет равных в жанровой живописи, и далеко не только среди российских живописцев. Он непревзойденный мастер короткого, но чрезвычайно яркого образного рассказа, создавший множество характерных и правдивых и, по сути, документальных повествовательных и критических картин. Важен и тот факт, что в своем творчестве Маковский не ограничился изображением какой-то одной сферы жизни или социальной прослойки. Наоборот, он вывел на авансцену насущный быт почти всех социальных групп и сословий России своего времени. Это и купечество, и чиновничество, дворяне и разночинная интеллигенция, а также простые труженики — ремесленники, крестьяне, мещане и обыватели разных возрастов и характеров, среди которых приказчики, слуги, лакеи и даже нищие, бродяги и арестанты, солдаты и жандармы. Все эти персонажи живут и действуют в наиболее привычной и характерной для них обстановке, при этом художник всегда умело выбирал именно тот момент действия, когда наиболее полно раскрываются человеческие характеры, взаимоотношения людей, их общественное положение. Образы жанровых картин Маковского всегда различны, но характерны и типичны. Современники Маковского запомнили интересный факт, когда некий иностранец-художник, изумленный разнообразием типов в картинах живописца, просил его показать своих натурщиков. Маковский, указав иностранцу на шумную улицу, сказал: «Вот мои натурщики!».
Над полотном «Ярмарка (Малороссия)» Владимир Маковский начал трудиться еще в начале 1880-х гг. В течение нескольких лет художник вместе со своей семьей путешествовал по Украине и, как правило, преимущественно посещал Полтавскую и Черниговскую губернии. Главной целью было непосредственно приобщиться к ярмарочному действу, впитать в себя его колорит и чувственность. При этом Маковского больше всего привлекали Ильинская ярмарка в Пирятине и Демьяновская в Полтаве. Как раз они в то время славились особой многочисленностью и красочностью. Это и крестьяне в народной одежде, бесконечные ряды возов и телег, нагруженных всевозможными товарами, а также толпы вездесущих странников и попрошаек, одетых в живописные рубища. В результате таких поездок Маковский создал множество небольших зарисовок с натуры, которые в дальнейшем и послужили основой для создания масштабного живописного полотна.
Что особо хотелось бы подчеркнуть. Совершенно парадоксально, но та наблюдательность и тот выбор тем, которые стремился поднять и раскрыть своими удивительно сильными и сочными картинами Маковский, оказался актуальным и для наших времен. Ну чем не современны такие бытовые сценки, мастерски и с тонким юмором запечатленные художником на холстах «В приемной у доктора» или «Получение пенсии»? Да и таким работам, как «Посещение бедных» (1874), «Толкучка» (1875), «В передней» (1884) и ряду других, присущи те же, вновь ставшие современными нам проблемы — яркие контрасты между нищетой и достатком. Кстати, картины «В приемной у доктора» и особенно «Любители соловьиного пения» имели шумный успех не только у российской публики, но и у посетителей Всемирной художественной выставки в Вене. В 1873 г. за картину «Любители соловьиного пения» Маковский был произведен Академией художеств в академики. В зарубежной прессе неоднократно отмечались оригинальность и сила живописных произведений Владимира Маковского, их самобытность и национальный характер.
Помимо шедевра Владимира Маковского, 28 ноября в Лондоне с молотка пойдут и много других знаковых работ, эстимейты которых варьируются от 50 тыс. до 2 млн. фунтов стерлингов. В этом ряду стоит выделить выразительную и динамичную жанровую работу Николая Сверчкова «Струнка волка» (1878 г.) с эстимейтом в 300-500 тыс. фунтов стерлингов. В этой картине выразительны позы, убедительна и мимика лиц охотников, прекрасно выполнен и осенний пейзаж — жухлая трава, пожелтевший кустарник и динамичное небо с клубящимися серыми облаками, готовыми пролиться дождем. Сам Николай Сверчков, художник-самоучка и выходец из крестьян, своим артистическим развитием был обязан исключительно собственному влечению и природной способности к искусству. Еще в детстве он с любовью рисовал животных, особенно лошадей. Начиная с 1844 г., его произведения стали появляться на ежегодных академических выставках, и вскоре на талантливого мастера обратили внимание. К 1855 г. Сверчков удостоился профессорского звания и прославился в качестве характерного художника-анималиста, приобретя широкую популярность благодаря картинам и рисункам, изображающим породистых лошадей, собак и охотничьи сцены.