Сегодня в прокат выходит четвертый фильм о суперагенте Борне «Эволюция Борна» (в украинском прокате «Спадок Борна»). Правда, в этот раз речь идет уже не о нем, поскольку исполнитель этой роли Мэт Дэймон отказался сниматься в продолжении, а о другом спецагенте — Аароне Кроссе. Его играет двукратный номинант прошлого и позапрошлого годов на премию «Оскар» («Город воров» и «Повелитель бури»), а также претендент на получение «Золотого глобуса» и награды от Британской киноакадемии за эти же работы — Джереми Реннер.
Насколько сильно повлияет смена главного героя и исполнителя главной роли на кассу фильма, покажет время. На данный момент картина за месяц мирового проката при бюджете в $125 млн. собрала пока $120 млн., что хорошим показателем не назовешь. Тем не менее работу Тони Гилроя, как режиссера, который до этого в качестве сценариста работал над всеми предыдущими фильмами о Борне, нельзя назвать слабой. Все традиционные элементы экшен в фильме присутствуют — перестрелки, драки и погони. Кстати, о последних хочется сказать отдельно. На мой взгляд, в этом элементе появилась находка. В финальной погоне главный герой, удирая от своего преследователя, съезжает на мотоцикле по перилам, как на скейте, т.е. поставив своего железного коня почти перпендикулярно ограждению.
Сказать новое слово в боевиках достаточно трудно. Поэтому остаются варианты — либо наполнить фильм популярными актерами, как это сделал Сильвестр Сталлоне в своих двух последних фильмах о неудержимых, либо, как сделал Гилрой,— написать свое вольное изложение на тему уже существующих кинохитов. В первую очередь я имею в виду один из ключевых моментов этого фильма, когда под занавес картины появляется новый суперагент, который благодаря новым химическим разработкам ЦРУ стал более выносливым, безжалостным, неуязвимым и опасным, чем его предшественник Аарон Кросс и, соответственно, Борн. Это вполне можно посчитать отсылом ко второму «Терминатору», в котором персонаж Шварценеггера, опять-таки, убегает и сражается с более совершенным роботом, чем он. Сделал экивок режиссер и в сторону фильмов с восточными единоборствами, закинув своих героев в середине фильма на Филиппины. Да и главный оппонент нового героя — человек с азиатскими чертами лица.
Немало внимания режиссер уделил и визуальным эффектам. Абсурдно, но красиво смотрятся эпизоды с попыткой уничтожения главного героя при помощи высокоточных ракет, запускаемых с самолета. Как только самолет появляется в кадре, сразу вспоминается ряд картин, когда спецагент его сбивает. Так это произошло и на этот раз, в данном случае с помощью снайперской винтовки. И эта дуэль между «человеком с ружьем» и современным самолетом происходит на фоне живописных пейзажей Аляски. Здесь вам и черные горы, и заснеженный хвойный лес, и обильный снегопад, и стая волков, чтобы было не только красиво на экране, но и ощущалось напряжение.
Нашлось место в фильме и злободневной иронии, когда работники ЦРУ не могут найти никаких материалов в своем архиве, поскольку он по какой-то причине был уничтожен, на двух достаточно крупных людей, однако все, что им необходимо, давно уже выложено в YouTube.
Что же касается сравнения нового главного героя с Борном, то сам Джереми Реннер еще во время съемок о своем персонаже говорил так: «Аарон Кросс в самой его сути — это парень, которому необходимо чувство принадлежности к чему-то, ему важно быть частью чего-то нужного и существенного. Он противоположность Джейсону Борну. Борн пытался узнать, кто он есть, а Аарон же точно знает, кто он и что должен делать. Для него это значит быть частью его команды. Точно так же, как и в его прошлом, когда он служил в армии, быть частью группы, команды — это его основная задача. Мы все хотим принадлежать чему-то, верно? Это мера выживания».