Они отдают предпочтение Украинскому кредитно-банковскому союзу
Назревает раскол внутри Ассоциации украинских банков (АУБ), объединяющей 125 учреждений из 180. Крупные банки с иностранными инвестициями хотят воплотить в жизнь идею двухлетней давности и создать собственную саморегулирующую организацию. АУБ может остаться лоббистом средних и мелких учреждений.
Большие банки считают, что АУБ больше не защищает их интересы. «Ассоциация заняла позицию опеки над малыми и средними банками. Это не хорошо и не плохо, это факт. Есть другая организация, которая на сегодня работает более эффективно, чем АУБ»,— отметил вчера председатель правления банка «Форум» Ярослав Колесник, комментируя намерение Укрсоцбанка покинуть ассоциацию.
Напомним: в конце февраля шестой по размеру банк страны заявил, что до конца квартала намерен выйти из членов АУБ.
Господин Колесник уточнил, что альтернативной организацией является Украинский кредитно-банковский союз (УКБС). «УКБС эффективно работает, он выстроил работу по-другому»,— добавил банкир. Напомним, в начале февраля вице-президентом УКБС стал Борис Тимонькин, глава правления Укрсоцбанка.
Руководитель «Форума» пояснил, что банковское лобби не работает. «Уже к концу 2008 г. мы подготовили весь набор нужных законопроектов и предложили их парламенту. Целый год эти документы гуляли в стенах Верховной Рады, после чего утратили актуальность»,— подчеркнул господин Колесник.
В свою очередь, председатель правления Ощадбанка Анатолий Гулей заявил, что крупные банки с иностранным капиталом собираются отколоться от АУБ. «Банки с иностранным капиталом стремятся создать свою саморегулирующую организацию (СРО). Чтобы Ассоциация украинских банков стала, можно сказать, действительно «украинской». В моей шутке есть доля истины»,— сказал он.
Он парировал высказывание Ярослава Колесника, который иронично заметил, что такими словами господин Гулей выталкивает их из состава АУБ. «Это не моя инициатива. Это эхо вашей инициативы. Я говорю о ней, чтобы узнали те, кто не знал. Таким образом я удерживаю вас от принятия подобного решения»,— отметил глава Ощадбанка.
Господин Колесник тут же заявил, что «никаких подобных желаний у нас нет», и добавил, что лоббирование уже сейчас работает неплохо. Однако, уточнил он, нет предела совершенству.
В то же время Анатолий Гулей признал, что банки не имеют эффективного лобби, хотя в парламенте много депутатов, имеющих бизнес в финансовой сфере. «Они находятся в разных фракциях, и их интересы не совпадают… Признаю, банки совершенно не умеют защищать себя, и во время последнего кризиса оказались в роли жертв»,— отметил он.
Впервые идея создать свою СРО у крупных банков появилась примерно два года назад. Тогда в обсуждении идеи принимали участие «Райффайзен Банк Аваль», Укрсоцбанк и еще ряд крупных банков.
На тот момент в Украине уже существовали АУБ и Киевский кредитно-банковский союз, созданный Леонидом Черновецким. Вскоре Черновецкий ушел в политику, и ККБС во главе с его бывшим замом Борисом Соболевым переименовался в Украинский КБС. Вскоре организацию покинул и господин Соболев (формально оставил за собой должность).
Примерно год назад УКБС начал претендовать на роль нового лоббиста интересов банков. В частности, он разрабатывал проекты нормативных документов и вел переговоры с НБУ. Сейчас союз объединяет 92 банка.
Впрочем, позиция Укрсоцбанка может объясняться не только и не столько решением уйти в другую СРО. «Тут затронута скорее личная плоскость, а не отношения Укрсоцбанка с ассоциацией. В самом начале кризиса Борис Тимонькин ожидал, что АУБ будет эффективно лоббировать интересы банков. Однако этого не произошло»,— отметил господин Гулей.
Полтора года назад уже выходил на поверхность публичный конфликт между господином Тимонькиным и президентом АУБ Александром Сугоняко. Тогда глава Укрсоцбанка подал заявление на выход его банка из состава участников АУБ, и стал подбивать другие банки с иностранным капиталом последовать за ним.
Конфликт возник в конце 2008 г. после заявления президента АУБ о том, что введение моратория на возврат депозитов стало превентивной мерой, а не экстренным спасением банковской системы в кризисной ситуации. В то самое время крупнейшие банки (среди них был и Укрсоцбанк) пытались создать видимость огромных проблем, которые вынудили НБУ пойти на экстраординарный шаг.
«Сугоняко — нанятый нами менеджер, который должен лоббировать наши интересы. А он пытается сыграть роль альтернативного Национального банка. Так не будет!»,— сказал тогда Борис Тимонькин.
Вчера президент АУБ Александр Сугоняко уточнил, что не получил ни одного заявления, в котором банки бы сообщали о прекращении уплаты членских взносов и выходе из АУБ.
«Я узнаю о подобных вещах от журналистов. Не хотел бы пока говорить, что стоит за этими заявлениями. Если что-то произойдет, вы увидите реальные причины отхода. Движет этими людьми преследование отраслевого интереса или это какие-то личные моменты? АУБ работает исключительно на отраслевые интересы»,— сказал господин Сугоняко.
В подтверждение президент АУБ сообщил, что находится в Донецке. Донецкий банковский союз, объединяющий 11 учреждений, подал заявление на вступление в Ассоциацию. «На следующей неделе с аналогичным визитом поеду в Ивано-Франковск»,— добавил он.
Большие банки считают, что АУБ больше не защищает их интересы. «Ассоциация заняла позицию опеки над малыми и средними банками. Это не хорошо и не плохо, это факт. Есть другая организация, которая на сегодня работает более эффективно, чем АУБ»,— отметил вчера председатель правления банка «Форум» Ярослав Колесник, комментируя намерение Укрсоцбанка покинуть ассоциацию.