Аудиторы умывают руки

no image

Ассоциация присяжных сертифицированных бухгалтеров снимает с аудиторов ответственность за кризис

Мелкие аудиторские фирмы жалуются на жадность заказчиков, «большая четверка» настаивает на повышении требований к качеству работы, а Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг верит в аудиторские выводы в одном случае из трех.

Публичная дискуссия «Будущее аудита», организованная Ассоциацией присяжных сертифицированных бухгалтеров (АССА), проходила довольно живо. У всех участников процесса: представителей профессиональных объединений международного и локального уровня, участников рынка, должностных лиц от регулятора и госструктур нашлась друг для друга пара ласковых слов. Впрочем, исключительно вежливых.

«Задание аудитора — дать разумное подтверждение того, что в финансовой отчетности компании отображены достоверные и точные данные. Он не должен проводить расследование и выступать в роли криминалиста или полицейского сыщика, несмотря на распространенное в обществе мнение»,— напомнила глава представительства АССА в Украине Наталия Вовчук.

По ее словам, многие до сих пор ошибочно полагают, что аудитор обязан выявлять мошенничество и ошибки в финансовой отчетности, отвечать за эту отчетность и давать предупреждения относительно возможного банкротства предприятия. «В обязанности аудитора не входит критика недостатков бизнес-моделей или предотвращение провальной деятельности менеджмента компании»,— настаивает она. Поэтому, по мнению АССА, аудиторы не несут ответственности за финансовый кризис, причиной которого стало, в первую очередь, отсутствие необходимого рыночного надзора и корпоративного управления.

«Я бы не стал совсем снимать ответственность с аудиторов и бухгалтеров,— пытался быть объективным партнер компании KPMG Джерри Парфит.— Инвестбанкиры играли в азартные игры, создавали фиктивные активы и продавали их, а аудиторы подписывали положительные выводы».

В то же время, по его словам, одной из основных проблем, которая не позволила до сих пор внедрить в Украине международные стандарты финансовой отчетности, оказался путь, который был для этого выбран. «Сближая две системы, мы пошли по пути повышенной регламентации. Отчетность сейчас составляет 80-100 листов, которые все равно никто не читает. Смотрят только на аудиторский вывод, подпись на нем и на Форму 2 (общие финансовые результаты)»,— допускает господин Парфит.

Отмечая «взнос» аудиторов в кризис, он также сказал, что до недавнего времени слишком большое внимание уделялось т.н. справедливой стоимости компаний, которая должна соответствовать ее стоимости на фондовом рынке. «Но стоимость компании на бирже меняется каждый день, а аудиторская проверка проходит раз в год, поэтому корпорации начали включать в отчетность будущую стоимость и фактически продавать будущую прибыль, что и привело в результате к существенной переоценке активов. Правда, сейчас мы ударились в другую крайность и стараемся активы недооценить»,— говорит партнер KPMG.

«Не надо было экономить на аудиторах,— оппонирует управляющий партнер Deloitte&Touche Владимир Вахт.— Мелкие и средние компании просто не могут выучить специалистов до должного уровня, пока заказчики жалеют денег. Более-мене справляется только «большая четверка». При этом, по его словам, квалифицированные кадры на рынке есть и планку требований к качеству работы аудиторов нужно повышать, чтобы не повадно было.

«Ах, оставьте… Те 40 страховых компаний, которые мы из-за финансовых сложностей исключили из реестра или приостановили их лицензии, все до единой имели позитивный аудиторский вывод,— махнул рукой глава Госфинуслуг Виктор Суслов.— Я не говорю уже о том, что когда регулятор начал проверять профессионализм и порядочность аудиторов, их реестр сократился на 350 из 1300». По его словам, проверка выявила факты подтверждения аудиторами заведомо завышенной в тысячи раз стоимости активов компании. «Такое было, в частности, со «Страховыми традициями»,— напомнил он.— Их аудитора лишили лицензии».

Госфинуслуг имеет право назначать принудительный аудит для компаний, но практически не пользуется этим правом, поскольку доверяет далеко не каждому выводу. «Рассчитывать на объективность проверки может, к сожалению, только акционер: ему дадут правдивый отчет,— говорит глава комиссии.— Если аудит заказывает менеджмент, то он так подберет компанию, чтобы хорошо выглядеть в глазах акционера. А на то, чтобы акционер и менеджмент не пустили пыль в глаза регулятору, даже надеяться не следует».

Впрочем, по его мнению, изменение системы оплаты труда аудиторов может повлиять на их нежелание подписывать недостоверную отчетность. Тем не менее, отмечает регулятор, внедрять международные стандарты в бухгалтерский учет и финансовую отчетность нужно однозначно, причем без учета «национальной специфики», и Госфинуслуг рассчитывает в течение текущего года закончить перевод на МСФО финансовых небанковских учреждений, если остальные регуляторы оперативно примут соответствующие нормативные документы.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи