Сергей Деминский: «Проблемный портфель есть у всех»

16 июля 2009, 0:00
no image

Коллекторские компании, ранее работающие преимущественно с банками, активизировали свою деятельность в страховом секторе

Коллекторские компании, ранее работающие преимущественно с банками, активизировали свою деятельность в страховом секторе

Начался процесс по покупке проблемных портфелей СК. Об одной из таких сделок, а также об особенностях работы со страховщиками рассказал Сергей Деминский, генеральный директор коллекторской компании CredEx.

Вопрос: В чем суть работы коллекторов со страховыми компаниями?

Ответ: Мы работаем с регрессными исками, в основном по КАСКО и по автогражданке, а также по финансовым рискам. Многие страховые компании до кризиса страховали финансовые риски, некоторые продолжают и сейчас страховать риски невыполнения заемщиком своих обязательств по кредитным договорам. При наступлении страхового случая, то есть неплатеже по кредиту, страховая компания выплачивает банку задолженность по телу или процентам и приобретает права требования к должнику, то есть, по сути, становится кредитором. И дальше схема работы, как с банками. Но тут сложнее, ведь если с банком и заемщиком мы работаем напрямую, то в этом случае появляется еще и страховая компания. Нужно больше согласований, приходится выяснять, какая задолженность по кредиту была, какая страховая выплата.

По КАСКО специфика другая — СК застраховала автомобиль, произошло страховое событие по вине третьего лица. СК, выплатив своему клиенту по КАСКО, приобретает права требования к виновной стороне и занимается взысканием этой задолженности. Если к работе привлекается коллекторская компания, то СК передает ей по договору поручения право на взыскание задолженности.

В: В большинстве случаев это не перевод долга, а работа по договору поручения?

О: Со страховыми компаниями, как и с банками, работа может вестись в двух направлениях — по договору поручения, когда собственником долга или кредитором остается компания-поручитель. То есть долги находятся у нее на балансе, а коллекторская компания выполняет действия, направленные на взыскание от имени кредитора. И второе — когда задолженность выкупается коллекторской компанией и взыскание задолженности ведется от своего имени. Мы осуществляем выкуп через специально созданную факторинговую компанию, потому что услуга по уступке права требования является факторингом.

В: Раньше страховщики сами справлялись с этой ситуацией. Почему теперь они обращаются к вам?

О: Раньше страховщики практически не занимались взысканием, просто передавали дела в архив. В отчетности не было и нет строки, которая отражает сумму регрессных исков, потому страховые компании вели контроль этих исков только для себя, чтобы компенсировать часть выплаченных страховых возмещений. Этим занимались немногие, особенно, когда речь шла о том, что рынок растет в разы. В этом не было смысла, а сейчас, когда идет провал по страховым платежам и рост страховых возмещений, то каждая копейка на счету и есть смысл заниматься регрессом.

В: Со сколькими страховыми компаниями вы сотрудничаете?

О: Мы провели покупку одного портфеля, а по договорам комиссии работаем с пятью компаниями.

В: Расскажите подробнее о выкупе портфеля.

О: Мы купили портфель регрессов по финрискам, потому что сошлись в цене. У нас большой опыт в оценке проблемных портфелей по банковским кредитам и, соответственно, есть четкое понимание того, сколько он стоит, в какие сроки и в каких суммах будет идти погашение. И когда мы изложили свое видение страховой компании, то сошлись в стоимости и приобрели его. Мы ведем переговоры со многими компаниями на предмет выкупа портфеля по КАСКО, но ожидания СК являются завышенными, а если есть расхождение в стоимости в разы, то договориться сложно.

В: Что это была за компания?

О: Компания третьего десятка, она страховала в банке финриски. Это был один банк, в котором страховались портфелем все кредиты, которые выдавались. Но аффилированности мы не увидели. Мы вышли с предложением поработать по договору комиссии, но в процессе переговоров увидели портфель по финрискам и предложили выкупить. Компания заинтересовалась.

В: А как вы ищете такие компании?

О: Проблемы есть у всех банков и страховых компаний. Если компания занимается КАСКО, то регресс у нее — минимум 25% от платежей. То же самое у банков, если они занимаются потребкредитованием. Различаются размеры проблемного портфеля, но он есть у всех. Мы выходим с предложением поработать, и если интересно — компании сотрудничают с нами.

В: А страховщики из первой десятки понимают, что они не в силах справиться с проблемными портфелями?

О: Готовность сотрудничать с нами у них есть, вопрос в цене. Если у тебя есть большой портфель, то ты рассчитываешь, что возвраты будут большими и удастся погасить большую часть задолженности, но когда доходит до фактической работы, то возникают нюансы, которых ты не видел.

В: Какие нюансы?

О: Основная проблема по КАСКО — урегулирование страховых событий и обоснование выплаты возмещения. Например, есть ли полный пакет документов по ДТП, на основании которого можно предъявлять иск виновной стороне. Подавляющее большинство СК проводят выплаты по КАСКО на основании расширенных справок ГАИ, но хоть в ней и указывается виновник, она не устанавливает вину. Нужно решение суда, а если его в пакете нет, то регресс предъявить нельзя.

Второй нюанс — СК не собирали раньше информацию о виновной стороне — паспорт, адрес, контактный телефон. Все, что мы знаем о виновнике,— это информация из расширенной справки. Но сотрудники ГАИ спустя рукава подходят к оформлению этих справок и там максимум есть имя, инициалы и какой-то адрес. Найти этого виновника крайне сложно — однофамильцев масса, может быть указан адрес съемной квартиры. И предъявить иск в судебном порядке сложно.

Третье — это определение размера страхового возмещения. Некоторые СК платят на основании автотовароведческой экспертизы, некоторые на основе счета СТО. И если выплата делается на основании счета СТО, то как минимум нужно провести осмотр автомобиля и желательно в присутствии виновной стороны, чтобы она в будущем не оспаривала перечень повреждений, которые были зафиксированы. И если на такой осмотр виновная сторона не явилась, хотя страховщик пригласил ее телеграммой, и нет копии документа об отсутствии претензий при осмотре, то возникает предмет для спора у виновной стороны. Потому перед тем, как осуществить выкуп портфеля СК, необходимо взять выборку по портфелю, чтобы посмотреть, как оформлены дела, с какими сложностями мы можем столкнуться при разбирательстве.

Кроме того, существует проблема слабых систем учета СК. В банках четко учитывают выданные кредиты, сумы погашения на каждое число. В СК мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда нам передается портфель, а несколько человек из этого портфеля уже погасили задолженность, но это не учитывается в системах учета СК.

В: Какая сумма задолженности по портфелю, который вы купили, и сколько вы заплатили?

О: Портфель был на сумму задолженности около 7 млн. грн., а стоимость на сегодняшний день в пределах 2%-15%. Ту плату, которую мы за портфель заплатили, в ближайшее время вернем и начнем работать в прибыль.

В: А как вы оцениваете стоимость страхового портфеля?

О: Чаще всего мы смотрим на период задолженности. Причем, если по финрискам период задолженности считается с момента возникновения долга до передачи нам, то по КАСКО — сразу с момента ДТП, потому что ДТП могло произойти давно, СК могла в течение трех-шести месяцев заниматься урегулированием события и провести выплату через девять месяцев с момента ДТП, но для виновника дата возникновения долга — это ДТП. Поэтому чем больше времени прошло с момента ДТП, тем сложнее взыскать задолженность. С некоторыми страховыми компаниями мы работаем еще до выплаты страхового возмещения. Есть клиент СК и виновник, который не выдержал дистанцию, и расширенная справка и решение суда, скорее всего, будет в пользу компании-заказчика и на этом этапе можно работать с виновником, чтобы он понимал, что и в дальнейшем СК будет заниматься взысканием этого долга. А если с момента ДТП прошел год и кто-то звонит и говорит, что вы должны такую сумму, то это воспринимается иначе, чем если тебе звонят через день или неделю после ДТП — эффективность такого взыскания выше.

В: Планируете ли покупать портфели других компаний?

О: Мы ведем такие переговоры. Мы нацелены на выкуп портфелей и оцениваем это направление как более перспективное. С одной стороны, оно для нас более рискованное, поскольку мы платим фиксированную сумму, не зная, сможем ли мы потом ее вернуть. Но с другой стороны, это снимает множество негативных вопросов между нами и заказчиком о том, что уровень возврата низкий. Для нас это интересно, потому что мы получаем договоры в работу. Если произведен выкуп, мы понимаем, какой это портфель, какова его структура. Кроме того, когда мы действуем от своего имени, то перечень инструментов для взыскания гораздо шире, чем когда мы работаем по договору поручения и нам нужно получать согласования. Речь может идти о реструктуризации, взыскании через исполнительную службу, альтернативных вариантах взыскания. А также мы сами принимаем решение, когда нужно переходить от переговоров с должником до судебных исков.

В: Каков процент случаев взыскания задолженности?

О: В связи с кризисом ситуация кардинальным образом поменялась. Если мы берем портфель КАСКО, то определенную долю в нем занимают виновники, имеющие полис автогражданки, и если говорить о ДТП, которые произошли в 2006 и 2008 гг., то количество таких виновников выросло как минимум вдвое. Наша работа состоит в том, чтобы подготовить пакет документов, передать в страховую компанию виновной стороны и получить возмещение. Оно частично или полностью покроет задолженность перед клиентом. В кризис компании стали платить менее охотно. Многие просто перестали. СК не отказываются от обязательств, но затягивают выплаты. Для страховщиков, которые осуществляли выплаты в досудебном порядке, сейчас предлагаются привлекательные условия по реструктуризации задолженности, и должнику выгоднее выплатить поэтапно, чем доводить дело до суда, ведь тогда возмещение с исполнительной службой будет жестче. Но в кризис количество людей, которые могут или желают погасить задолженность в добровольном порядке, снизилось. Если раньше мы могли говорить о взыскании задолженности в период шести месяцев с момента получения долгов на уровне 25%-30%, то сейчас это 10%.

Деминский Сергей Анатольевич родился 5 июня 1980 г. в Киеве.
В 2002 г. окончил Национальный авиационный университет по специальности «Менеджмент внешнеэкономической деятельности».
С 2004 г. — страховая компания «Бусин», заместитель финансового директора.
С 2006 г. — страховая компания «Бусин», директор по развитию.
С 2007 г. — генеральный директор и соучредитель «Агентства по управлению задолженностью» (с января 2009 г. — компания CredEx).

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи