В апреле Национальный банк покупал у коммерческих банков только экзотические валюты, замещая ими доллары и евро в резервах
В апреле Национальный банк покупал у коммерческих банков только экзотические валюты, замещая ими доллары и евро в резервах. Это указывает на ожидания центробанком ухудшения экономической ситуации в Еврозоне и США, что приведет к кратковременному укреплению гривни. Между тем экономическая ситуация в Украине также продолжает ухудшаться.
По словам предправления ПриватБанка Александра Дубилета, в последние месяцы НБУ не покупал у банков ни доллары, ни евро. «По моим сведениям, центробанк покупает в резервы российский рубль, швейцарский франк, китайский юань и британский фунт. Они и идут на пополнение резервов и замещение долларов и евро, которые будут дешеветь»,— отмечает зампредправления одного из банков с иностранным капиталом. Видимо, в результате этих действий с февраля месяца сальдо интервенций Нацбанка на валютном рынке остается положительным — $617,7 млн. По словам зампреда банка «Финансы и кредит» Игоря Львова, свою лепту вносят и госпредприятия, занимающиеся экспортом зерна. «Их валютные поступления через счет Госказначейства также увеличивают резервы»,— считает банкир.
Но эксперты сомневаются, что платежный баланс будет и дальше сохранять свой профицит. Согласно данным Госкомстата, в І квартале экспорт товаров и услуг увеличился на 28,9%, а импорт — на 42,3%. Это привело к формированию рекордного отрицательного сальдо текущего счета в размере $3,5 млрд. (9,4% от ВВП). Чистый приток денег по финансовому счету платежного баланса составил лишь $3,4 млрд. «Никто не просчитывал результат вступления Украины во Всемирную торговую организацию, когда сюда хлынет поток дешевых товаров, многие наши экспортеры станут неконкурентными. Это может привести к уменьшению валютных поступлений и как следствие резервов»,— отмечает Игорь Львов.
Если учесть, что нынешнее руководство НБУ не раз заявляло о том, что не намерено брать на себя валютные риски и тратить резервы на поддержание валютного курса, можно предположить, что уже к осени на межбанковском рынке начнется процесс, обратный текущему. Испытывая дефицит валюты, рынок самостоятельно девальвирует курс гривни. Возможно, именно поэтому НБУ и не меняет официальный курс доллара к гривне, а также отказывается изменять заложенный в Основах денежно-кредитной политики курсовой коридор (4,95-5,25 грн./$1). Ведь вполне вероятно, что девальвация гривни во втором полугодии вернет среднегодовой курс гривни в указанный промежуток.
Между тем девальвация национальной валюты существенно усилит бремя обслуживания внешних долгов для компаний, не имеющих поступлений в иностранной валюте. Для банков в случае ослабления национальной валюты не только увеличится нагрузка внешнедолговых выплат, но и резко ухудшится качество активов: неплатежи заемщиков, получивших кредиты в иностранной валюте, могут стать массовым явлением. Для компаний, привлекших займы в евро с начала 2005 г. до середины 2007 г., текущее ослабление курса доллара также создает определенные проблемы. Особенно остро они будут проявляться в моменты погашения еврооблигаций, эффективная ставка которых увеличивается вместе с курсом. «В такой ситуации нужно анализировать дальнейшее наращивание внешних долгов — потому что рано или поздно по ним придется платить, а валюты в стране может не хватать»,— считает Игорь Львов.