Глава НБУ намекает на свое желание в ближайшее время провести ревальвацию гривни
«Ни в какой парламент я не пойду, ни при каких обстоятельствах»,— с этих слов председатель Нацбанка Владимир Стельмах начал вчера свое общение с прессой. И попросил журналистов проголосовать: кто хочет, чтобы он пошел в парламент? Конечно, желающих отправить председателя НБУ на нелегкую тропу народного избранника не нашлось. «Я и планировал остаться»,— заявил довольный Владимир Стельмах и перешел к освещению острых экономических тем.
После двухчасового монолога председателя НБУ у корреспондента «i» осталось ощущение, что господин Стельмах прозрачно намекает на свое желание в течение ближайших месяцев после формирования правительства провести ревальвацию гривни. Может быть, что это не просто его желание, а осознание последствия прихода к власти правительства Юлии Тимошенко, тяготеющей к борьбе с инфляцией с помощью курса гривни.
Но вернемся к пресс-конференции. Владимир Стельмах пять (!) раз сказал фразу «готовится к укреплению гривни» и восемь (!) раз фразу «работать на укрепление гривни». По его словам, в НБУ не понимают, чем руководствовался Минфин и его шеф Николай Азаров, когда в проект бюджета закладывал курс 5,1 грн./$1. «Если бы я был руководителем предприятия и занимался планированием его бюджета, то я бы заложил курс не 5,0 грн./$1 или 5,1 грн./$1, а курс, к примеру, 4,9 грн./$1. Тогда бы я смог получить больший прирост доходов»,— заявил глава Нацбанка.
Он напомнил, что уже сейчас курс доллара на межбанке опустился ниже 5 грн./1$. А затем привел интересный пример: за девять месяцев и 15 дней, которые прошли с начала года, НБУ пополнил свои резервы примерно на $7 млрд. (в эквиваленте). Однако долларов США в этом потоке валюты было только $380-390 млн. «Мы каждый день работаем над созданием валютной корзины. Интересно, что курс гривни, исходя из наших расчетов, примерно равен нижней границе, установленной в Основах денежно-кредитной политики — 4,9 грн./$1»,— увлеченно рассказывал главный банкир страны, но при этом отказывался назвать точную дату, когда будет объявлено об укреплении национальной валюты. Дескать, для этого нужно изменить принципы работы валютного рынка, снизить степень участия Нацбанка в торгах валютой и переходить к плавающему курсу. «Должен сказать, что у нас и сейчас курс плавающий — он колеблется при торгах между банками на валютном рынке»,— забивал гвозди в гроб курсовой стабильности господин Стельмах.
По его мнению, от укрепления курса национальной валюты субъекты экономики только выиграют: и населению, и предприятиям будет легче погашать кредиты, которых уже намного больше, чем депозитов. А если экспортеры будут возмущаться укреплением национальной валюты, то пусть вспомнят, как долго общество отдавало им дань в виде переоцененной национальной валюты. «Никто не должен обижаться на НБУ, если мы выйдем на рынок и скажем: нам столько валюты, сколько вы предлагаете, не нужно. Можем купить, но по курсу 4,9 грн./$1»,— заявил Владимир Стельмах. И тут же ответил на вопрос, каким все-таки будет курс: «Если бы я знал. В пределах, установленных в Основах на 2007 и 2008 гг.».
Кроме ревальвационных намеков, глава НБУ сделал еще несколько важных заявлений, которые должны показаться интересными банкирам. Во-первых, он сообщил, что на текущем этапе развития финансовой системы страны видит только пользу в присутствии банков с иностранным капиталом. Мол, ограничения не нужны, пока бюджет не в опасности от засилия иностранного капитала. Во-вторых, НБУ будет смотреть на скорость привлечения банками зарубежных займов и оценивать необходимость повышения резервирования по выданным в экономику валютным кредитам.
После окончания пресс-конференции корреспондент «i» не смог отказать себе в удовольствии выяснить у представителей Совета НБУ, как они относятся к решению Владимира Стельмаха остаться на посту главы Нацбанка.
Почетный президент Укргазбанка Василий Горбаль новости оказался рад: «Я доволен. Теперь мы точно знаем, что в банковской системе будет стабильность».
А глава совета НБУ Петр Порошенко, которого называли среди возможных кандидатов на замену господину Стельмаху, выслушав известие, от комментариев отказался. «Позвоните моему пресс-секретарю»,— господин Порошенко и положил трубку. Помощница Петра Порошенко к моменту сдачи материала в печать не смогла предоставить комментарии шефа по поводу решения Владимира Стельмаха.