Кредитная политика банков весьма рискованна, что может привести к кризису на рынке потребкредитования. «i» решили спросить у руководителя одного из банков о перспективах развития рынка
Кредитная политика банков в настоящее время весьма рискованна, и это может привести к кризису на рынке потребительского кредитования. «i» решили спросить у руководителя одного из банков, активно работающих в этой сфере, о перспективах развития рынка. Председатель совета директоров «Дельта Банка» Николай Лагун согласился ответить на наши вопросы
Вопрос: По вашим оценкам, насколько вырастет уровень потребительского кредитования во втором полугодии текущего года?
Ответ: В 2007 г. рынок вырастет на 60-70%, или на $1,5 млрд., из которых на второе полугодие придется $0,8-1 млрд. роста. К слову, на рост рынка не повлияло постановление НБУ №168, которым регулятор обязал банки раскрывать заемщикам эффективные ставки по кредитам.
В: Ну, конечно. Банки ведь его не выполняют в полном объеме…
О: Если говорить о нашем банке, то мы изначально показывали своим заемщикам удорожание по кредиту. То есть мы находились и продолжаем работать в правовом поле — в рамках закона «О защите прав потребителей». И в целом появление нормативки НБУ ничего не изменило. Другое дело, обращал ли потребитель внимание на общее удорожание кредитов,
прописанное в договорах многих банков. Скорее всего, нет. Теперь же, после появления 168-го постановления и целого ряда публикаций на эту тему в СМИ, люди станут более грамотными. На мой взгляд, это и есть основная цель действий Нацбанка.
В: Несут ли высокие темпы роста потребкредитования угрозу стабильности банковской системы?
О: Темпы роста рынка потребительского кредитования не являются показателем роста проблемных кредитов. Кроме того, в Украине этот рынок пока еще совершенно не насыщен. В денежном выражении объемы потребительского кредитования сейчас достаточно невелики.
Я бы посмотрел на данную проблему по-другому: в настоящее время мы постоянно сталкиваемся с низкой финансовой грамотностью населения. Люди зачастую не знают, что такое задолженность и как с ней работать. Поэтому основной задачей отечественных банков является развитие и усовершенствование процедур риск-менеджмента, скоринговых систем и методики работы с проблемными кредитами, что, к сожалению, пока еще делается недостаточно активно. Но если мы будем уделять много внимания и первой, и второй проблеме, поводов для волнений не будет. С понижением маржи от продаж потребительских кредитов банки потеряют возможность закрывать невозвращенные кредиты за счет высоких процентных ставок. Рынок сам заставит банкиров учиться. А тот, кто научится первым, станет лидером на рынке.
В: Каков сейчас уровень проблемной задолженности у «Дельта Банка» и по банковской системе в целом?
О: Мы считаем предпроблемной задолженность свыше 15% выданных кредитов, у которых более 90 дней первой просрочки платежа. В целом по банковской системе уровень проблемной задолженности сейчас составляет 7-8% выданных кредитов, и это вполне приемлемо. Угроза стабильности банковской системы наступает, когда рынок становится перегретым. Когда каждый гражданин Украины будет иметь на руках по пять-семь кредитных карт с хорошими лимитами, с большими льготными периодами, тогда можно будет говорить о перегретости рынка. Мы от такого состояния очень далеки — у нас наблюдается пока еще низкий уровень проникновения банковских услуг, неразвитость сегмента кредитных карт, опять же, финансовая неграмотность большого количества людей… Все это значительно снижает угрозу нестабильности банковской системы из-за быстрого роста объемов потребкредитования. Возможно, отдельно взятые банки пострадают из-за неразумной политики на рынке розничного кредитования, но это проблемы исключительно менеджмента этих банков, который не хочет или не понимает важности работы с долгом.
В: А у Нацбанка есть понимание, как управлять развитием розничного кредитования в Украине?
О: НБУ сейчас намного активнее, чем был год назад. Соответственно, растет и уровень понимания этого бизнеса у чиновников. Я положительно оцениваю действия НБУ по регулированию рынка потребительского кредитования в момент его бурного роста, когда тот еще поддается регулированию. Нашему банку, например, они уделяют очень много внимания… Наверное, такого интереса нет больше ни к одному банку. Поэтому мы очень хорошо готовимся к каждому новому своему шагу и, зная интерес НБУ к нам, очень четко прорабатываем свою позицию и выстраиваем аргументацию. Я считаю, что пользу от такого сотрудничества получаем и мы, и НБУ.
В: На какую долю рынка потребкредитования рассчитывает «Дельта Банк»?
О: Не менее 30% рынка.
В: За счет чего вы собираетесь поддерживать такие темпы роста? Ведь у банка фактически нет собственной сети.
О: Мы сейчас активно сотрудничаем с «Укрпочтой». Банк присутствует во многих магазинах по торговле бытовой техникой и мобильными телефонами, наши точки есть практически во всех магазинах крупных игроков продовольственной розницы. Продовольственные магазины — это точка сбора потенциальных клиентов, поэтому уже сейчас присутствие банка в супермаркетах дает нам около 10% продаж. Кроме того, мы планируем развивать агентские сети распространения — по принципу MLM-структуры по прямым продажам. Агентские продажи — это новая технология для банковского рынка. В настоящее время мы работаем над созданием новой компании, сотрудники которой (около 3 тыс. человек) будут заниматься дистрибуцией карточных продуктов и cash-кредитов. Ожидается, что такой вид распространения банковских продуктов увеличит количество продаж
еще на 10%.
В: Каковы будут комиссионные агентов? Разовые или от объема операций привлеченного в банк клиента (по карточкам)?
О: Сегодня мы работаем над этим вопросом. Скорее, всего, банк будет заключать с отдельными физическими лицами договоры на предоставление такого рода услуг. Компенсационный пакет находится в разработке, тем не менее, уже можно говорить о том, что система оплаты их услуг будет состоять из двух частей: фиксированной и переменной. То есть, помимо установленной ставки, агенты будут получать определенный процент от продаж, зависящий не только от объема и количества оформленных кредитов, но и от уровня первого дефолта, первой непроплаты по оформленным агентом кредитам.
В: По идее, такой метод продаж принесет банку не только рост портфеля, но и рост проблемных кредитов. Ведь агент будет ориентирован на количество продаж, а не на их качество.
О: Во-первых, как я уже сказал, мы будем смотреть на первый дефолт по оформленным кредитам. Во-вторых, хотел бы отметить что, так уж сложилось в банковской практике — мошенники сами ищут банк-жертву. В нашем же случае банк самостоятельно будет искать клиентов, и, таким образом, риски, связанные с увеличением проблемных кредитов, минимальны.
В: Коррелирует ли доля рынка в сегменте потребительского кредитования «Дельта Банка» и доходность? Ведь вы используете, наверное, самые затратные механизмы продаж — столики кредитных экспертов, сеть «Укрпочты» и т.д.
О: Замечу, что доходность любой компании либо банка регулируется рынком. А доля компании или банка на рынке зависит от потребителя, выбор которого связан не с доходностью, а с именем банка, его доступностью, качеством, быстротой обслуживания и так далее. Для того чтобы увеличить свою долю на рынке, не всегда нужно прибегать к демпингу: нашему банку, например, достаточно развивать новые каналы продаж, активно предлагать покупателю новые продукты (кроме потребительского кредита, мы оформляем еще кредитные карты и cash-кредит, совершенствуем уровень сервиса и увеличиваем присутствие банка в регионах Украины). Так, в настоящее время наш банк обслуживает клиентов в более чем 4 тыс. точек по всей территории страны — не только в крупных городах, но и в небольших районных центрах.
В: Весной этого года председатель правления Ощадбанка Анатолий Гулей намекал, что сотрудничество «Дельта Банка» и «Укрпочты» проверит ГлавКРУ, и будет новый тендер на использование банками сети отделений почты. У вас есть какие-то проблемы с почтовиками сейчас?
О: Нет. Как работали, так и работаем. Никаких вопросов со стороны ГлавКРУ не было.
В: Недавно Госфинуслуг аннулировал лицензию КС «Фаворит», участником которого вы являетесь. Это НБУ заставил вас избавиться от такого оптимизационного механизма, как кредитный союз?
О: НБУ здесь ни при чем. Во-первых, мы почувствовали, что наш банк уже не нуждается в сотрудничестве с сетью этого финансового учреждения. Во-вторых, с точки зрения перспектив и возможностей, развитие банковского бизнеса намного более привлекательно, чем его тандем с КС. Ведь существуют проблемы с инсайдерским кредитованием, капитализацией… К тому же у банка есть очень важный механизм развития, которого нет у КС,— это кредитная карта.
В: Недавно вы купили банк в Беларуси. Будет ли «Дельта Банк» выходить на рынки Грузии и Молдовы?
О: Пока нет. Целью покупки белорусского банка было географическое расширение присутствия нашего бизнеса на территории другой страны. Следующий шаг — выстраивание эффективной модели кредитования в Беларуси. Реализация этой задачи требует немалых временных и финансовых ресурсов. Если же делать теоретические предположения о выходе «Дельта Банка на рынки других стран, то должен сказать, что рынок Молдовы для развития розничного бизнеса нам не особо интересен из-за своей низкой емкости и низкого потребительского спроса. В свою очередь, в Грузии обратная ситуация — банковский рынок достаточно развит, поэтому на нем довольно высокая конкуренция. Поэтому мы не рассматриваем эти рынки. В настоящее время гораздо более привлекательными, с точки зрения открывающихся перспектив, выглядят рынки некоторых сопредельных с СНГ
государств, о которых я пока не хотел бы говорить.
Николай Иванович Лагун родился в 1973 г.
В 1996 г. окончил Киевский государственный экономический университет. В 2001 г. получил ученую степень кандидата экономических наук.
Карьера:
1994 г. — экономист отдела банковского надзора управления НБУ по Киеву и Киевской области.
1994-1998 г. — специалист валютного департамента, начальник управления ценных бумаг ВАБанка.
1998-2005 г. — начальник управления денежных рынков департамента казначейства, начальник казначейства Укрсоцбанка.
С начала 2005 г. — заместитель председателя правления АКБ «Укрсоцбанк»
С 2006 г.— основатель «Дельта Банка» и председатель совета директоров.
В 2006 г. Николай Лагун стал лауреатом премии «Человек года» в номинации «Финансист года», а также победил в номинации «Потребительское кредитование» в рейтинге «ТОП-100. Лучшие ТОП-менеджеры Украины»