Штатовский кризис на рынке ипотечных облигаций sub-prime продолжает ослаблять ликвидность мирового рынка капитала
Штатовский кризис на рынке ипотечных облигаций sub-prime продолжает ослаблять ликвидность мирового рынка капитала.
Ставки Libor и Euribor растут, повышая стоимость кредитных ресурсов в долларах и евро. Для украинских банков и финансовых учреждений это означает удорожание кредитов, привлеченных за рубежом с помощью синдицированных и облигационных заимствований.
Последние два года активный спрос со стороны предприятий и населения на длинные валютные кредиты (торговое финансирование, целевые кредитные линии, ипотека и автокредитование) стимулировал банковскую систему к активному выходу на внешние рынки капитала. В результате такой активной долговой политики текущий внешний долг банков составляет уже более $17 млрд. или порядка 20-21% всех обязательств банковской системы. Повышение стоимости такого большого объема привлеченных банками заемных ресурсов может повлечь за собой рост ставок по уже выданным кредитам в иностранной валюте. Ведь банку придется рассчитываться со своими кредиторами по более высоким ставкам. Безусловно, если скачок Libor и Euribor на мировом рынке окажется кратковременным, то украинские банковские заемщики не должны ничего почувствовать. «Краткосрочные изменения стоимости ресурсов на международных рынках капитала не повлияют на клиентов украинских банков»,— говорит начальник управления развития розничных продуктов «ОТП Банк» Алексей Руднев. Банкир ожидает, что Libor в ближайшие пару месяцев изменяться не будет, а Euribor увеличится не более чем на 0,25%. Между тем председатель правления Международного ипотечного банка Юрий Блащук считает, что процесс роста определяющих ставок на долларовые и евроресурсы будет достаточно длительным. По его словам, в среднесрочной перспективе рост ставок по валютным кредитам может составить до 1,5%. Дело в том, что ликвидность мирового рынка капитала может оставаться на низком уровне достаточно длительное время, что будет повышать стоимость кредитных ресурсов. Сейчас Федеральная резервная система, Европейский центральный банк, а также центробанки Японии, Южной Кореи, Канады и Австралии активно поддерживают через банки ликвидность долгового рынка, проседающего из-за кризиса sub-prime в США. На эти цели, по последним данным, в целом выделено уже около $350 млрд. В пятницу Федеральная резервная система США даже снизила дисконтную ставку (с 6,25% до 5,75%), под которую предоставляет средства коммерческим банкам, указав на «заметное» усиление рисков для экономического роста ввиду нестабильной ситуации на финансовых рынках.
Высвобождающиеся в результате либерализации денежно-кредитной политики центробанков деньги попадают на рынок, а значит, опосредованным образом (через долговые инструменты) будут стимулировать рост инфляции в еврозоне и США. Как известно, инфляция признана самой страшной болезнью для экономик Старого и Нового света. Несложно предугадать, что после того, как проблемы на рынке ипотечных облигаций sub-prime удастся полностью взять под контроль, центральные банки будут стремиться изъять с рынка вброшенные на него ранее средства, продолжая удерживать рынок капитала на голодном пайке. Процесс этот будет достаточно сильно растянут во времени, поэтому, по мнению исполнительного директора по продажам «Райффайзен Банка Аваль» Антона Романчука, в ближайшее время заемщики украинских банков не ощутят на своем кармане результаты роста Libor/Euribor. «Пока банки за счет своей маржи, чтобы не терять рынок, удерживают ставки по новым и ранее выданным кредитам.
Однако если цена ресурсов на международном рынке будет и дальше расти, то, конечно же, банки будут вынуждены повышать ставки»,— утверждает Антон Романчук. Банкир приводит простой пример: сейчас средние ставки на рынке ипотеки составляют 12-12,5% годовых в валюте. Минимальная маржа банка для покрытия рисков и затрат на обслуживание клиентов должна составлять 3-3,5%. Соответственно, когда ресурсы в долларах для украинских банков будут стоить около 8,5-9% годовых (сейчас средняя ставка по длинным кредитным линиям составляет Libor + 2,5-3%, т.е. около 7,74-8,24%), банки будут вынуждены повышать ставку либо переориентироваться на другие валюты»,— говорит господин Романчук.