В пятницу сбылись прогнозы «i» (см. №555) — кресло председателя совета НБУ занял Петр Порошенко, а Валерий Геец ушел в отставку. В ближайшем будущем Нацбанк рискует стать заложником сиюминутных политических интересов.
Слухи о дворцовом перевороте в Нацбанке витали с того момента, как совет НБУ не смог собраться для проведения своего первого заседания в новом составе — якобы из-за отсутствия кворума. Но уже тогда «i» стало известно, что Петр Алексеевич начал идеологическую обработку президента и поиск поддержки у коалиционного большинства в парламенте. В минувший четверг, когда знающие люди говорили о смене главы совета НБУ как о свершившемся факте, ни легитимный на тот момент председатель совета Валерий Геец, ни члены правления НБУ о революции даже не подозревали. Валерий Михайлович сообщил «i», что по техническим причинам из-за срочного голосования в Раде заседание совета пришлось разнести на два дня. Петр Порошенко тогда опроверг информацию о своем намерении сместить с поста господина Гееца. Однако в пятницу, когда в отсутствие представителей СМИ состоялась вторая — якобы техническая — часть заседания совета, его главой был избран Петр Порошенко, а заместителем — регионал Игорь Прасолов (экс-генеральный директор корпорации СКМ). Тогда же Валерий Геец подал в отставку. После этого члены совета утвердили формирование резервов под долг правительства перед НБУ за 1993-1996 гг. в размере 123 млн. грн.
Журналисты в тот день не имели возможности задать неудобные вопросы господину Порошенко, поэтому сложно предположить, как ему удалось убедить президента сменить главу совета НБУ. С антикризисной коалицией господин Порошенко, глава комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности, мог договориться в обмен на лояльность с его стороны при прохождении через комитет законодательных инициатив регионалов.
Ситуация со сменой главы совета центробанка свидетельствует, что НБУ остается разменной монетой в политической игре. После внезапной замены нейтрального к политике Валерия Гееца на представителя пропрезидентских сил слухи о смене главы НБУ на близкую к Партии регионов кандидатуру уже не выглядят невероятными. Более того, уже называется конкретная кандидатура — экс-министр финансов Игорь Юшко.
Вопрос: Валерий Михайлович, что произошло в пятницу?
Ответ: На заседание совета НБУ пришли представители коалиции и предложили сменить председателя. Выдвинули кандидатуру Петра Порошенко и мою. А я свою кандидатуру сразу же снял. На этом дело и закончилось. Члены совета голосовали за Порошенко, а я покинул зал — раз мне выражено недоверие.
В: Вас предупреждали о возможной отставке?
О: Со мной никто на эту тему не разговаривал и никакие вопросы не обсуждал. Работа в совете — это общественная должность. Она была предложена мне председателем правления НБУ Владимиром Стельмахом. И, как мне сказали, мое назначение было согласовано с президентом.
В: Вы останетесь в совете?
О: Нет, скорее всего, я покину его. Мне выражено недоверие, это означает, что я не справился со своей работой. Что мне теперь там делать? Я считаю, что не должен теперь работать в совете. У меня работы хватает и в академии наук (Геец — академик Национальной академии наук, директор Института экономики и прогнозирования НАК).
В: Как вы считаете, у Порошенко есть необходимое образование и навыки работы, чтобы управлять советом НБУ?
О: Я никогда с ним не работал и дел не имел. Поэтому мне сложно ответить на этот вопрос.
В: Можно ли использовать должность члена совета НБУ в личных целях?
О: Мне трудно об этом судить. Я представляю академическую науку и никогда не интересовался такой возможностью. Может быть, кто-то на что-то и надеется. Я всегда был вне политики и бизнеса. Вне этих сфер я и останусь.
В: Валерий Михайлович, на ваш взгляд, формирование резервов под долги Кабмина 93-96 годов перед НБУ — это правильный путь?
О: Вопрос сложный. У нас нет хороших рыночных инструментов, с помощью которых можно было бы формировать эти долги, обслуживать их. Поэтому нельзя однозначно сказать, правильно ли формировать под них резервы. Резервы — это издержки того экономического состояния, в котором находится Украина. С точки зрения аудита (сформировать резерв под долг Кабмина НБУ якобы посоветовала аудиторская компания.— Авт.) наличие резерва никакой роли не играет. Нужно развивать рыночные инструменты регулирования долгового рынка…
В: Не означает ли формирование резервов, что Кабмин не намерен погашать долги перед НБУ?
О: Думаю, нет. На мой взгляд, рано или поздно долг все-таки будет погашен.