Сколько осталось жить Никопольскому Ферросплавному?

no image

В марте нынешнего года Никопольскому заводу ферросплавов (НЗФ) исполнилось 47 лет. До полувекового юбилея легендарного металлургического гиганта осталось совсем немного. Но, торжества этого может не быть, и уже следующий день рождения предприятия может стать “праздником со слезами на глазах”.

Сегодня над НЗФ нависла угроза полной остановки и закрытия. Вопрос лишь в том, когда именно это произойдет. Реалии таковы, что нынешняя цена на электроэнергию в 97 долл. за 1 МВт/ч делает себестоимость продукции завода чрезмерно высокой, не давая возможности конкурировать за счет цены. Вдобавок, на мировых рынках, куда идет до 80% продукции НЗФ, из-за продолжающегося снижения спроса на сталелитейную продукцию продолжается падение цен на ферросплавы.

Раз за разом приходится останавливать часть производственных мощностей и снижать объемы выпуска продукции. Но как долго это может продолжаться? На данный момент стоит ровно половина ферросплавных печей НЗФ, план производства на 2013 год сокращен на 60%. А ведь до конца текущего года тариф на электроэнергию намечается повысить еще минимум на 2,52%, хотя размер этого тарифа и так давно перешел все разумные границы. Трудно сказать, чем руководствуются наши чиновники от энергетики, проводя из года в год подобную политику – в 2010-м тариф увеличивали 4 раза, на 30,9% в сумме, в 2011-м – 8 раз, на 21,4%, в 2012-м – 4 раза, на 10,8%, в 2013-м – уже 3 раза, на 6,78%. Если пресловутой “необходимостью наполнения бюджета”, то все получается с точностью до наоборот.

В случае полной остановки НЗФ только госбюджет будет ежегодно недополучать около 250 млн. грн., и, со своей стороны, дополнительно расходовать свыше 190 млн. грн. в виде выплат пособий по безработице. Также завод прекратит закупать порядка 3,8 млрд. кВт/ч электроэнергии. Поскольку на угольных ТЭС для производства 1 кВт/ч нужно сжечь, в среднем, около 0,5 кг угля, то 1,9-2 млн. т “черного золота” окажутся невостребованными. Выходит, что государство без раздумий согласно на то, что 2,5% объема годовой добычи угля будут не куплены. Как и с тем, что шахтеры не получат зарплату. Давно не приходилось слышать стук шахтерских касок об асфальт под Кабмином?

Кстати, за январь-апрель 2013 года добыча энергетического угля в Украине сократилась, в сравнении год к году, на 5,3%; убытки государственных угольных предприятий без учета средств господдержки, выделяемых из бюджета, которые составили 4,465 млрд. грн. (то есть грубо говоря данную сумму недополучили медицина, наука, образование) выросли на 41,8%, достигнув 4,78 млрд. грн.; производство электроэнергии в объединенной энергосистеме Украины снизилось на 3,4%. Угольные склады ТЭЦ забиты под завязку, тогда как потребление электроэнергии крупными промпредприятиями постоянно уменьшается опять же по причине высокого и постоянно увеличивающегося тарифа. Проблемы НЗФ – яркий пример государственного бесхозяйственного отношения к промышленности.

Возвращаясь к НЗФ, естественно, нельзя забыть и об ожидающихся потерях местного бюджета (городской бюджет Никополя на 30% состоит из отчислений НЗФ), Пенсионного и других социальных фондов, существенное снижение валютных поступлений в страну (на многие сотни миллионов долларов), убытки железнодорожников от сокращения объемов грузоперевозок, появление серьезных проблем у предприятий-смежников, прекращение реализации инвестиционных программ НЗФ (1,6 млрд. грн. только по программе модернизации на 2013-2017 гг.) и т.д.

Но даже в нынешние времена жесткого практицизма деньги – не самое главное: 6,7 тысяч работников завода будут вынужденно уволены. Это 6,7 тысяч кормильцев семей, насчитывающих в общей сложности около 25 тысячи человек. То есть, без средств к существованию сразу окажется 21% всего населения города, где нет больше предприятий, хотя в первом приближении подобных НЗФ. Не сложно представить их трагическое будущее…

В похожей ситуации недавно оказались Запорожский и Стахановский ферросплавные заводы. Даже хуже: непомерный тариф на электроэнергию привел к полной остановке обоих предприятий в декабре прошлого года. В начале февраля текущего года они попали в число участников “Меморандума взаимопонимания”, подписанного с Кабинетом министров, который предусматривает предоставление экономически обоснованного тарифа на электроэнергию (т.е. по оптовой цене энергорынка без учета дотаций для компенсации потерь, связанных с поставкой электроэнергии по регулируемому тарифу) в обмен на принятие значительных инвестиционных обязательств. Это позволило заводам с 1 марта возобновить работу, после трехмесячного вынужденного простоя.

А вот НЗФ в число участников не попал. Из-за несоответствия одному из критериев “Меморандума взаимопонимания” – доля электроэнергии в себестоимости продукции должна составлять не менее 30%. На момент составления документа она была ниже указанного уровня. Сейчас же доля электроэнергии в себестоимости продукции завода составляет порядка 34% (что неудивительно – только за первый квартал стоимость электроэнергии для НЗФ возросла на 4,8%). Т.е., у НЗФ имеются все основания присоединиться к “Меморандуму”. Но чиновники от энергетики не спешат с принятием решения. По непонятным причинам.

Если они пытаются таким образом продемонстрировать свою принципиальность, то этим только наносят вред государству, которое ежемесячно теряет от снижения объемов производства на НЗФ. Если хотят посмотреть, чем все закончится, то для этого можно съездить на экскурсию в Запорожье, на алюминиевый комбинат. Тоже, кстати, пострадавший из-за непомерного тарифа на электроэнергию: был остановлен в начале мая 2011 года, полностью прекратил свою производственную деятельность, превратился в перевалочную базу для импортируемого российского алюминия. Пустующая территория, по которой бегают стаи бродячих собак. Мертвые цеха и ржавеющее оборудование, к которому давно не прикасались рабочие руки, уже частично распиленное на металлолом. Несколько сотен человек трудового коллектива (большинство из них – охрана), вместо прежних 8 тысяч. Так сегодня выглядит некогда один из гигантов украинской промышленности.

Подобная участь уготована и никопольскому ферросплавному, если тариф на электроэнергию для него не будет снижен до экономически обоснованного уровня, как в ситуации с коллегами из Запорожья и Стаханова. Тем более, предприятие полностью отвечает установленным в “Меморандуме” критериям.

Но ответ на вопрос о будущем НЗФ остается открытым. Ответ этот должна дать власть…


Все статьи