Налоговая готовит законопроект о трансфертном ценообразовании. Благодаря перекрытию схем оптимизации налогообложения через оффшоры, фискалы планируют дополнительно привлечь в госбюджет минимум 20-25 млрд. грн. Раскошелиться придется прежде всего финансово-промышленным группам.
Как сообщил глава ГНСУ Александр Клименко, налоговики сейчас разрабатывают законопроект о трансфертном ценообразовании. По словам главного фискала, реализация данной инициативы позволит пополнить казну минимум на 20-25 млрд. грн.
Детали указанного документа Клименко не раскрыл (не смогли это сделать пока что и в налоговой на уточняющее обращение «і»). Но учитывая предыдущие заявления налоговиков, законопроект будет направлен прежде всего на борьбу с хозяйствующими субъектами, которые экспортируют продукцию за границу по заниженным ценам и с помощью зачастую связанных структур концентрируют прибыль от своей деятельности в странах с меньшей налоговой нагрузкой. То есть недоплачивают в госбюджет Украины. Согласно п. 39 ст. 39 Налогового кодекса (вступит в силу с 01.01.2013 г.) основанием для доначисления налогов является отклонение от т.н. обычных цен более чем на 20%.
Несколько месяцев назад ГНСУ заявила о намерении создать национальные стандарты в сфере трансфертного ценообразования. Для отработки соответствующих регламентов налоговая даже создала совместные рабочие группы с Американской торговой палатой (АТП). «Мы согласовали совместный план действий для определения механизмов регулирования этой сферы,— отметил президент АТП Хорхе Зукоски.— Такой подход увеличит налоговые поступления и создаст справедливую конкурентную среду».
«Одна голова хорошо, а две лучше»,— отметил в одном из своих недавних интервью Александр Клименко, комментируя факт подготовки Министерством финансов законопроекта «О внесении изменений в Налоговый кодекс» (относительно трансфертного ценообразования), который был вынесен на общественное обсуждение в 20-х числа августа.
Напомним, что в законопроекте Минфина функцию борьбы с трансфертным ценообразованием предлагается возложить на ГНСУ. В документе предусматривается, что, кроме операций между связанными лицами, к контролируемым операциям налоговая сможет причислять и те, в которых принимают участие и номинально независимые посредники. При условии, что они не выполняют в сделках никаких других функций, кроме перепродажи товаров (слуг), и не берут на себя никаких рисков. Также налоговики будут мониторить операции по следующим группам товаров: газ, нефть и нефтепродукты, уголь, черные и цветные металлы, драгоценные камни, зерно, масло подсолнечное, удобрения.
Для анализа цен ГНСУ должна будет использовать как официальные источники информации (статданные госучреждений, биржевые котировки, отчеты диппредставительств Украины за рубежом и т.д.), так и другие, «которые признаются официальными в установленном порядке».
По словам главы налогового комитета Европейской бизнес-ассоциации, руководителя налогово-юридической практики Ernst&Young Владимира Котенко, охлаждение мировой и, как следствие, украинской экономики с соответствующим увеличением риска сокращения доходов госбюджета будет стимулировать власть эффективно бороться с трансфертным ценообразованием. «В целом речь идет почти о всех предприятиях, которые продают свою продукцию за границу или покупают ее там, а также о чисто локальных структурах, способных выводить прибыль в другие государства с меньшей, чем в Украине, налоговой нагрузкой»,— констатирует эксперт.
Член правления УСПП Александр Рудаков конкретизирует, что трансфертное ценообразование «достаточно масштабно» используют прежде всего предприятия металлургической, пищевой, химической, фармацевтической и нефтехимической отраслей. Эксперт полагает, что борьба с этим явлением может обеспечить бюджет дополнительными доходами на уровне 10 млрд. грн.
Заведующий сектором денежно-финансовой стратегии Национального института стратегических исследований Алексей Молдован обращает внимание на то, что из-за трансфертного ценообразования бюджет сегодня не то что недополучает, но даже теряет, когда стоимость товаров завышается и, соответственно, возникает необходимость возмещать НДС.
Алексей Молдован подчеркивает, что в судебном порядке крайне сложно пресекать подозрительные операции между предприятиями, которые формально не связаны между собой. Исходя из этого, эксперт поддерживает стремление налоговиков установить неформальные связи между участниками финансово-промышленных групп и сформировать соответствующий госреестр.
По мнению старшего консультанта отдела налогового и юридического консультирования KPMG в Украине Анны Коробовой, залогом успешной борьбы с трансфертным ценообразованием является усиление сотрудничества украинских налоговых органов с иностранными коллегами. «Украина имеет уникальную возможность использовать европейский опыт и достижения российской налоговой системы, где новое законодательство по контролю за трансфертными ценами вступило в силу с 1 января 2012 г. Во избежание ошибок, российские налоговики изучали опыт других стран, в частности, Китая, США и государств Европы»,— отметила эксперт.
В свою очередь, Александр Рудаков указывает на то, что сотрудничество украинских фискалов с иностранными нужно в т.ч. для прозрачности определения рыночной стоимости товаров при проведении внешнеэкономических операций. «Возможно, стоит заключать предварительные ценовые соглашения между налогоплательщиком и налоговыми органами»,— полагает эксперт.
По словам президента Академии финансового управления при Минфине Татьяны Ефименко, к определению «рыночности» цен следует подходить максимально взвешенно. В западных странах, например, как критерий оценки используются в основном биржевые операции. «Здесь нельзя подходить со справочными таблицами, из которых брать ценовые ориентиры, ведь на отдельные операции может влиять огромное количество факторов, и их при анализе следует учитывать»,— отмечает эксперт.
Старший менеджер налогово-юридического департамента «Делойт» Владимир Юмашев отмечает, что вполне логичная с точки зрения государственных интересов борьба с трансфертным ценообразованием не создавала искусственные препятствия для абсолютно всего бизнеса. «Распространение правил трансфертного ценообразования на все операции с нерезидентами существенно усложнит внешнеэкономическую деятельность»,— предостерегает специалист.
По мнению Владимира Юмашева, возможно, в Украине следовало бы установить различные пороги для определения суммы контролируемых операций в зависимости от типа операции. «Например, этот порог мог бы быть меньше в случае приобретения консультационных услуг и несколько выше — в случае торговли товарами»,— конкретизирует эксперт.
Алексей Молдован убежден, что в украинских реалиях без политической воли нереально преодолеть явление минимизации налогообложения со стороны предприятий, входящих в финансово-промышленные группы. «Представители государства и крупного бизнеса должны достичь соответствующего консенсуса на уровне политических переговоров»,— резюмирует специалист.