Государство делает первые шаги для возвращения контроля над титановой отраслью
В пятницу, 5 сентября, пресса распространила заявление премьер-министра Арсения Яценюка о том, что в государственную собственность вернутся два горно-обогатительных комбината (Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК). В общем информационном потоке, переполненном новостями с востока и Минска, где на переговорах как раз и решалась судьба востока, эта новость могла легко затеряться. Хотя на самом деле ее важность не стоит недооценивать. Государство, устами премьер-министра, сообщило о том, что спустя полгода с тех пор, как страну покинул Виктор Янукович, наконец, появилось хоть что-то похожее на план по возвращению в государственное управление имущества, которое при бывшем гаранте попало в частные руки.
Примечательно, что речь здесь идет не об имуществе, приватизированном при «Бате», а о предприятиях, которые де-юре принадлежали и до сих пор принадлежат государству, но де-факто управляются и «доятся» олигархами, близкими «Семье». С легкой руки беглого гаранта под контроль его окружения попадали не просто отдельные компании, а целые отрасли экономики. В частности, Дмитрий Фирташ и его бизнес-партнер, и по совместительству, экс-глава администрации Януковича, Сергей Левочкин, стали бенефициарами целого ряда крупнейших предприятий химической отрасли страны, большая часть которой оставалась государственной, правда, лишь «на бумаге».
О том, что ситуация в отечественной титановой отрасли критическая в прессе писали уже давно. В связи с этим была даже создана Общественная рабочая группа по решению проблемных вопросов функционирования титановой отрасли Украины. Ее члены обратились к премьер-министру и главам силовых ведомств с просьбой расследовать вопиющие факты нарушения законодательства на государственных предприятиях этой сферы. В правительстве, похоже, к голосу общественности прислушались.
Прислушались, и спустя полгода после падения режима Януковича, премьер-министр Яценюк обязал Минэкономики закрепить право управления имущественными комплексами Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК за госпредприятием «Объединенная горно-химическая компания». Вышеупомянутые комбинаты осуществляют добычу и производство ильменитовых руд, важного сырья для дальнейшего изготовления титановой продукции. При Януковиче, Фирташ без особых проблем продлил аренду имущественных комплексов ГОКов, давно ставших важным звеном в химической империи Фирташа-Левочкина. Арендатором был другой химический гигант, входящий в Group DF задержанного в Вене олигарха – «Крымский Титан».
Постановление правительства №406, среди прочего, предусматривает прекращение договора аренды с ЧАО «Крымский Титан», передачу имущественных комплексов ГОКов от Фонда госимущества в Минэкономразвития, а затем в госкомпанию «Объединенная горно-химическая компания». По состоянию на 8 сентября ФГИУ со своей стороны осуществил передачу ГОКов в Минэкономики. На бумаге пока все выглядит действительно убедительно – но главные вопросы пока остаются открытым: будут ли управлять предприятиями государственные менеджеры и в интересах государства, и будет ли производство продукции приносить прибыль казне, а не обогащать частные лица, которые и без того острой потребности в деньгах не испытывают? В 2008-2009 году государство уже предпринимало попытку вернуть под свой контроль вышеупомянутые ГОКи, однако тогда дело до конца так и не было доведено. Хватит ли воли завершить его сейчас? Покажет время.
Но если с ГОКами все более-менее ясно, то вокруг «Сумыхимпрома» ситуация куда более запутанная. Для бизнес-империи Дмитрия Фирташа это предприятие являлось и до сих пор является стратегически важным. «Сумыхимпром» на 100% находится в государственной собственности, однако это не помешало олигарху сделать все для того, чтобы попытаться получить его практически бесплатно. В 2010 году на пост главы правления предприятий был назначен Игорь Лазакович, до этого 4 года работавший замом главы правления «Крымского Титана». Уже в 2012 году его «умелый менеджмент» привел химического гиганта к банкротству. С октября 2012 года на предприятии введена процедура санации. О том, что банкротили «Сумыхимпром» намеренно, и с целью выкупа его за гроши много писали в СМИ, а правительству об этом в открытом письме сообщали члены Общественной рабочей группы по решению проблемных вопросов функционирования титановой отрасли Украины. Давление общественности заставило ФГИУ признать очевидное и согласится с тем, что имели место неединичные и при том вопиющие факты злоупотребления полномочиями по управлению госсобственностью.
«ПАО «Сумыхимпром» специализируется на производстве химических веществ, в частности, пигментной двуокиси титана и минеральных удобрений «Суперагро» типа NP, NPK с различным соотношением питательных веществ. Вместе с тем, в течение 2012-2013 гг. ПАО «Сумыхимпром» было приобретено двуокись титана в Tolexis Enterprises AG на сумму более 52 млн евро, а также двуокись титана, удобрения «Суперагро» NPK и NPK с различным соотношением питательных веществ в ООО «Синтез Ресурс» на общую сумму свыше 375 млн грн. В обращении в прокуратуру Фондом государственного имущества было поставлено под сомнение необходимость ПАО «Сумыхимпром» покупать товары, подобные собственной продукции общества», – говорится в сообщении, распространенном ФГИУ.
Стоит отметить, что как только Игорь Лазакович стал «у руля» «Сумыхимпрома» практически все сырье и другая продукция для нужд производства закупалась, естественно, по завышенной цене, у предприятий группы Фирташа-Левочкина. Та же ситуация была и со сбытом продукции. На территории Украины ее реализовывало ООО «Синтез Ресурс», основателем которого является неизвестный кипрский офшор, а на мировом рынке – офшорная компания Tolexis (оба предприятия контролируются менеджментом группы Фирташа-Левочкина). С учетом всего вышеуказанного, становится понятно с чего «Сумыхимпром» вдруг начал покупать продукцию, которую сам же и производит.
Факты нарушений были выявлены государственным финансовым аудитом. В ФГИУ сообщают, что они послужили основанием для возбуждения уголовного производства следственным управлением Министерства внутренних дел Украины в Сумской области.
И все бы, казалось, хорошо, факты установлены, переданы в уполномоченные органы, да вот есть одна важная деталь. Как отмечалось выше, «Сумыхимпром» находится в состоянии санации. Управляет ей не кто иной, как человек, ответственный за доведения предприятия до нее – Игорь Лазакович. Распорядителем имущества компании на период санации является Марченко Р.В., которого также называют креатурой Фирташа-Левочкина. Решение о введении процедуры санации было принято хозяйственным судом Сумской области еще в октябре 2012 года. План санации, который, по законодательству, должен быть представлен в течение трех месяцев после начала ее процедуры вовремя разработан не был. В обход действующего законодательства, 11 июня 2013 Хозяйственный суд Сумской области, продлил срок подготовки плана санации на полгода. Об этих фактах в ФГИУ также знают. В конце августа Фонд вернул на доработку план санации «Сумыхимпрома», который, как оказалось, даже не был согласован с кредиторами в установленном порядке, и, по крайней мере декларативно, настаивает на скорейшей доработке документа, в котором должны быть определены все мероприятия и сроки, которые бы способствовали улучшению его деятельности, и погашению кредиторской задолженности, достигающей 1,4 млрд грн.
Только вот стоит ли ожидать плана, который действительно сможет вывести предприятие из долговой ямы и обеспечить его возвращение под крыло государства пока управляет им человек, который доводил его до состояния банкротства? Большой вопрос. Усугубляет ситуацию и тот факт, что один из главных представительских органов на период санации – комитет кредиторов сформирован исключительно из структур аффилированных с бизнес-империей Фирташа-Левочкина: ООО «КУА «Промышленные инвестиции»», банка «Надра», ООО «Синтез Ресурс», «Крымского Титана», и Ostсhem International GmbH. Ни представителей ФГИУ, ни представителей других кредиторов, в числе которых и государственный «Укрэксимбанк», которым «Сумыхимпром» должен в общей сложности больше миллиарда гривен, в комитете кредиторов нет, и к процедуре банкротства предприятия они допущены не были.
Для возвращения государственного контроля над «Сумыхимпромом» понадобится чуть больше, чем декларация намерений. Необходима слаженная и целенаправленная работа всех уполномоченных инстанций. Руководство ГПУ и МВД не должно позволить следствию «захлебнуться», и добиться привлечения виновных к ответственности. На самом же госпредприятии, требуется сменить состав комитета кредиторов, ввести в него представителей государства и крупных банков, перед которыми у химического гиганта есть заложенность, а также заменить распорядителя имущества и управляющего санацией на независимые от Фирташа и Левочкина фигуры. Все вышеописанное требует в первую очередь недюжей политической воли от нынешних властей. Хватит ли сил у премьер-министра, глав ФГИУ, ГПУ и МВД быть последовательными, выполнить свои обещания и довести начатое и обещанное до конца – вопрос пока открытый. Одно можно сказать точно – если нет, то Украина рискует лишиться целой отрасли экономики, и не просто лишиться, а отдать ее в частные руки почти бесплатно.