Похоже, что бизнес начнет сталкиваться с намного большим натиском проверяющих органов в 2018 г., несмотря на то, что фактически в конце 2017-го было объявлено о продлении действующего моратория на проверки предпринимателей в текущем году.
22 февраля на правительственном портале было обнародовано постановление Кабмина Украины №1104 от 18 декабря 2017 г., которое давало пояснение и расширенный список органов государственного надзора (контроля).
Еще это более странно выглядит на фоне уже принятого в конце 2017 г. под большим давлением правительственного законопроекта о противодействии любому необоснованному давлению на украинские предприятия, в том числе, давлению со стороны правоохранительных органов.
Это список окрестили уходом от маски-шоу или «Маски-шоу, Стоп!». Тогда на одном из заседаний Кабмина Украины премьер-министр Владмимир Гройсман говорил даже о практических больших итогах действия этого документа: будет достигнут рост экономики в 2018 г. на уровне 5-7%.
А этот расширенный перечень контролирующих органов действительно довольно объемный. Ознакомившись с ним, предприниматели поняли, что им не дадут спокойно работать и в 2018 г. В этот список, помимо тех органов, которые всегда осуществляли плановые и внеплановые проверки вне моратория (как Государственная фискальная служба), попали масса других, о которых бизнес в 2017 г. уже и успел забыть.
«і» насчитали всего таких 22 проверяющих центральных органа без количества их филиалов и представительств в областях. Также этот список существенно расширяют проверяющие институции от местных органов власти и областных советов.
«Мы не ожидали такого расширения перечня проверяющих органов, но с другой стороны я понимаю – предприятия должны подвергаться проверкам, дабы защищать нашего потребителя. Наши члены-предприятия уже недовольны таким поворотом событий. Но мы должны как бы то ни было, стремиться к балансу в самом хорошем смысле понимая этого слова. А не так, чтобы проверяющие органы теперь приходили на предприятия и фирмы, как они всегда любили делать в последний короткий рабочий день накануне праздников», — говорит в комментарии «і» вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Юлия Дороговоз.
По ее мнению, мораторий на проведение проверок, хотя и показал свой определенный положительный результат в 2016 и 2017 гг., не способен решить системных проблем.
С этим тезисом согласны и в Союзе украинских предпринимателей (СУП), где отмечают, что такой мораторий лишь показывает неспособность властей решить проблему: «Это сейчас наглядно демонстрируется резким увеличением проверок Гоструда (сразу после увеличения штрафов до сумм, которые могут убить бизнес), которое побило рекорды проверок по всем критериям. Имеем в виду по количеству плановых и внеплановых проверок, по суммам наложенных штрафов», — отмечают там.
Первый вице-президент, генеральный директор Союза малых, средних и приватизированных предприятий Вячеслав Быковец считает, что особенно отличаются всевозможными «третированиями» Гослеклсужба, Гоструда и Гослужба по чрезвычайным ситуациям.
«Они очень любят проводить и плановые и внеплановые проверки, «кошмарить» наш бизнес. Вот их время и пришло, а то многие сотрудники оставались без работы. Единственное, что нас успокаивает, что запланированные или незапланированные органами проверки, которые были озвучены в период с 1 января по 18 февраля, уже проводиться не будут, ведь их время прошло. Но будут другие… Пока бизнес на себе это новшество не ощутил, но мы готовы», — говорит он.
В случае с Гоструда санкции действительно жесткие. Размеры штрафов за нарушение трудового законодательства ныне могут составить до 320 тыс. грн. Например, штраф в размере 30 минимальных заработных плат (одна составляет 3723 грн.) будет наложен на руководителя компании за каждого работника, которого он оформил без трудового договора.
Десять минимальных зарплат должен уплатить оштрафовавшийся бизнесмен, если он не захотел соблюдать законные гарантии и льготы за каждого работника, которые обусловлены законами о «О воинской повинности и воинской службе», «Об альтернативной воинской службе». Столько же ему приходится выкладывать за каждого своего работника в том случае, если он не соблюдал минимальные государственные гарантии в оплате труда. А попросту, недоплатил или надул своего работника на какую определенную сумму.
С одной стороны суммы, действительно, большие. С другой — за такие нарушения в Европе предпринимателей карают еще жестче. В прошлом году группа народных депутатов под предводительством Оксаны Продан, а также при участии Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса «Фортеця» активно «проталкивала» законопроект о существенном снижении таких высоких штрафов. Их тогда поддержали городские советы депутатов, ряд общественных организаций и, разумеется, бизнес.
Характерно, что далеко не все бизнесмены и народные депутаты были на стороне этого законопроекта. Так, против такого выступал народный депутат Александр Дроздик, прогнозируя, что, сократив существенно штрафы для работодателей, мы вообще сделаем «медвежью» услугу последним, которые окончательно распоясаются.
Так, Гоструда в 2017 г. выявила на 17,5% меньше нарушений сфере соблюдения трудового законодательства, занятости и общеобязательного государственного страхования по сравнению с 2016 г. В прошлом году ведомство провело почти 20 тысяч проверочных мероприятий. В результате проверок в 2017 году было выявлено около 37,5 тыс. нарушений, из которых устранили 91%.
В этой службе уверены, что все такие улучшения связаны именно с тем, что предприниматели под страхом выплат действительно высоких штрафов, боялись делать что-либо незаконного. Если же, такая удавка будет немного ослаблена, то, как ожидают в Гоструда, количество нарушений трудового законодательства будет расти.
Точно такое же можно, например, сказать и о «противопожарных» нарушениях бизнеса. Однако количество таких нарушений в 2017 г., по данным Министерства внутренних дел, стало резко расти. Это привело к тому, что в сентябре 2017 г. эта институция существенно усилила контроль и ужесточила противопожарные правила безопасности.
Говоря о давлении на бизнес ГФС, предприниматели отмечают, что служба всегда имеет скрытый план доначисления налогов и выравнивания бюджета за счет штрафов. В союзе отмечают, что больше всего манипуляций фискальных органов связано с налогом на прибыль, который даёт возможность доначислений. Именно поэтому СУП выступает за замену налога на прибыль налогом на выведенный капитал.
В то же время, в ассоциациях предпринимателей не отрицают, что в смысле администрирования налога на прибыль на 100% нельзя сказать прав бизнес или проверяющий орган. «Однако бывает и так, что у бизнеса не остается выбора, и нужно просто идти в суд, так как доначисления равнозначны прекращению предпринимательской деятельности», — отмечают в СУП.
Если бизнесмены себя ощущают чистыми перед налоговым законодательством и не хотят оплачивать громадные суммы штрафов за якобы «вину» по неуплаченным налогам, должны идти в суд и доказывать свою правоту.
«У меня есть клиенты, которых часто «кошмарят» налоговые и таможенные органы якобы за неуплату чего-либо, превышение или уменьшение и т.д. Одну фирму я веду много лет — как только ГФС пишет ей об уплате незаконного штрафа — иду с ее представителями в суд и, как правило, выигрываем его по всем инстанциям. И не платим никому никаких взяток. Если бы так в своей жизнедеятельности руководствовалось большинство компаний, которые притесняет налоговая служба, то я уверяю вас, что она бы уже давно не предпринимала массовых каких-либо незаконных действий. И страна, и бизнес жили бы значительно лучше, нежели сейчас», — говорит «і» адвокат Анатолий Гасюк.